• Главная
  • Книги
  • Тезисы
  • Видео
  • Направления
  • Автор статьи: ld89
    18.марта.2016

    Ассертивность - как залог психологического благополучия

    Ассертивность как залог психологического благополучия
     Человеку для достижения психологического благополучия нужно знать и использовать эффективные стратегии поведения. Осознание того, как стремиться и достигать цели, не вступая в конфронтацию с другими людьми, обычно приходит вместе с опытом и мудростью. Однако эффективному способу действий – ассертивному поведению можно и обучиться.

    Неэффективные стратегии поведения
     Удовлетворение потребностей, постановка целей и стремление к самореализации предполагают контакты и взаимодействие с обществом. Насколько успешным и благоприятным будет это взаимодействие, зависит от поведения индивида.  
     Ассертивность – умение достойно проявить себя во взаимоотношениях с другими людьми, честно и решительно выражать чувства, мысли, желания, позицию, не забывая о вежливости. В общении с другими, ассертивный человек не жертва и не агрессор, он не играет сценической роли, а общается с позиции взрослого разумного человека, выбирает оптимальный путь для сотрудничества.
     Благополучные дружеские, партнерские, любовные отношения предполагают уважение и заботу. В этих отношениях люди чаще придерживаются ассертивного поведения, «золотой середины» между личными целями и интересами близкого человека. Намного сложнее придерживаться правил разумного и уважительного поведения в конфликтных ситуациях, в отношениях соперничества, конфронтации.
     К сожалению, люди чаще выбирают неэффективные стратегии реагирования в угрожающих или потенциально опасных для личности ситуациях. Неассертивное поведение в близких межличностных отношениях приводит к их ухудшению и даже разрыву.

    Неэффективные модели поведения людей можно разделить на два вида:
     1. Пассивность. Ассертивность предполагает действие и активность, пассивность исключает их. Пассивность – уход от решения проблем, бездействие, отказ от принятия личной ответственности, зависимость от мнения окружающих.  
     Пассивность как модель поведения выбирают люди неуверенные в себе, слишком сдержанные, тактичные и скромные, инфантильные и безынициативные.

    Пассивная модель выражается в таком поведении:
  • предпочтение нейтральных позиций, соблюдение нейтралитета;
  • «оттягивание» времени, перенос решения проблемы на неопределенный срок;
  • причинение вреда себе при соблюдении принципа «не навреди другому»;
  • пренебрежение своими интересами ради удовлетворения чужих потребностей;
  • самоуничижение, занижение своих возможностей и достоинств;
  • самопожертвование и позиция «жертвы»;
  • беспрекословное согласие с чужой точкой зрения, даже когда личное мнение диаметрально противоположное;
  • внешнее проявление согласия при внутреннем несогласии;
  • безоговорочное принятие позиции «ведомого» в отношениях, нежелание быть лидером;
  • неумение и неспособность отстоять свои позиции, права;
  • неспособность или нежелание принимать решения самостоятельно;
  • боязнь заводить серьезные отношения из-за необходимости работать над ними.

  •  2. Агрессивность – противоположность пассивности, другая крайность в поведении. Если пассивный человек, грубо говоря, между борьбой и бегством выбирает бегство, то агрессивный – борьбу. Люди, выбирающие агрессию, несдержанные, раздражительные, эгоистичные и себялюбивые. Они считают, что все им должны, обязаны соглашаться с их мнением. Они не уважают и не учитывают интересов окружающих.
     Сила (физическая или моральная) – их главный аргумент в любом споре. Они способны подавить оппонента словом или действием. Агрессивные люди не боятся власти, для них она возможность использовать других людей для достижения личных целей.

    Агрессивная модель поведения предполагает:
  • причинение вреда другим ради своего блага;
  • умышленное применение силы;
  • навязывание своей позиции;
  • неуважение, грубость, аморальность;
  • принятие решений за других без их согласия;
  • злоупотребление дружбой и любовью;
  • корыстолюбие, властолюбие;
  • обвинение и порицание без учета реакций и чувств человека;
  • способность лгать и преднамеренно искажать факты;
  • явное и скрытое манипулирование.

  •  Такие стратегии поведения – это крайности, обусловленные врожденными и приобретенными особенностями личности. Пассивный человек на вопрос о том, как лучше поступить, отвечает: «Буду делать то, что хотят другие, не учитывая свои интересы», агрессивный говорит: «Буду делать то, что сам хочу, без учета интересов других».

    Ассертивность как эффективная стратегия
     Золотая середина между агрессивностью и пассивностью – ассертивность предполагает способность личности не зависеть от влияния и оценок извне, самостоятельно контролировать поведение и нести ответственность за поступки. Ассертивные личности самодостаточные, уважающие себя и уверенные в собственных силах.
     Ассертивный человек не беспокоится по пустякам, не испытывает вину за то, в чем не виноват, не стыдится и не смущается когда его хвалят. Он умеет любую критику воспринимать как конструктивную. Уважительное отношение к окружающим не мешает ему заявлять о своих потребностях и защищать права. Человек, освоивший ассертивную стратегию поведения, ничего не требует и не ждет от людей, поэтому он реже расстраивается, обижается и разочаровывается.
     Ассертивность не то же самое, что равнодушие или цинизм. Это спокойное и рациональное, но не бесчувственное поведение.

     Быть ассертивным значит уметь:
  • любое выражение личных взглядов и желаний начинать с местоимения «Я»: «Я думаю…», «Я могу ошибаться, но мне кажется…», «Мне бы хотелось…», «Я придерживаюсь иных взглядов…»;
  • отказывать и говорить «Нет» спокойно и уверенно;
  • сотрудничать, находить компромисс;
  • интересоваться мнением собеседника или оппонента, стремиться понять его;
  • выражать заинтересованность в личности другого и проявлять уважение;
  • слушать активно: быть включенным в общение, внимательным, стараться понять не только мысли, но и чувства собеседника;
  • говорить спокойно, сдержанно, доброжелательно;
  • смело смотреть в глаза, держаться ровно, но не заносчиво;
  • в беседе не переходить на крик и не шептать (если только этого не требуют обстоятельства);
  • придерживаться нравственных и моральных норм поведения.

  •  Ассертивное поведение исключает манипулирование. Поэтому после освоения стратегии ассертивности могут произойти изменения и трансформации межличностных связей и отношений, в которых манипуляции имели место. Например, человек раньше выбирал пассивную стратегию: не умел отвечать отказом на просьбы поделиться чем-либо. Окружающие пользовались этим в корыстных целях. Когда, освоив ассертивное поведение, он начнет отказывать навязчивым просителям, его статус «самый отзывчивый и добрый» может трансформироваться в «бездушная жадина».

    Правила ассертивного поведения
    Правила ассертивного поведения Ассертивное поведение можно охарактеризовать и как здоровый эгоизм в разумных пределах. Ассертивный человек не забывает о своем «Я» и своих правах. Он говорит: «Я имею право быть и жить так, как хочу, а вас я уважаю, так как мы равны».

     Четырнадцать «Я имею право» или правила ассертивности:
     1.   Быть собой.
     2.   Рассчитывать на уважение и уважать.
     3.   Быть услышанным.
     4.   Свободно выражать эмоции и чувства.
     5.   Иметь мнения, убеждения, принципы.
     6.   Расставлять приоритеты.
     7.   Определять личные цели.
     8.   Менять свое мнение.
     9.   Ошибаться.
     10.   Отказывать и соглашаться.
     11.   Просить.
     12.   Признаваться в непонимании.
     13.   Признаваться в безразличии.
     14.   Нести свою ответственность и отказываться брать чужую.

    Обои на телефон


     Основополагающий принцип ассертивного поведения: ни один человек ничего не должен другому, субъекты общения – равные партнеры.

     Принципы ассертивности:
     1.   Принятие на себя ответственности за свое поведение.
     2.   Самоуважение и уважение к другим.
     3.   Продуктивное общение.
     4.   Уверенность в себе, позитивная самооценка.
     5.   Умение слушать и понимать.
     6.   Стремление к нахождению компромисса.

     Ассертивное поведение не идеальное и не универсальное, как может показаться. В некоторых случаях необходимо выбрать агрессию или пассивность, чтобы выжить или приспособиться к обстоятельствам.
     Нужно уметь использовать ассертивность объективно, тогда, когда она необходима. Наиболее эффективным ассертивное поведение оказывается в конфликтных ситуациях и в случае попыток манипуляции личностью, через принуждение и управление.
     Ассертивный человек ограждает себя от многих негативных переживаний, ему легче сохранить равновесие и баланс психики, а вместе с ними и здоровье. Благодаря ассертивности личность развивается, самоутверждается и приходит к психологическому благополучию.

    Рейтинг статьи

    Проголосовало: 66, Средняя оценка: 2.6
    Поделиться
    Класснуть
    Плюсануть

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ.