• Главная
  • Книги
  • Тезисы
  • Видео
  • Направления
  • Автор статьи: Larina-Elena
    23.февраля.2017

    Личность работника как фактор карьеры

    Личность работника как фактор карьеры
     Как личность работника влияет на профессиональные достижения?
     Изучив личность работника, можно получить ответы на многие важные вопросы, связанные с трудовой деятельностью. Почему один человек легко устраивается на работу, а другой никак не может получить одобрения? Из-за чего кто-то быстро продвигается по карьерной лестнице, а некоторые годами «сидят» на одном месте? Зачастую дело вовсе не в профессиональных навыках.
     Именно личностные качества работника оказывают огромное влияние на профессиональные достижения человека. Процесс и результат труда  зависят от уровня стрессоустойчивости, особенностей саморегуляции, индивидуального стиля деятельности других психических особенностей. Требования к личности специалиста связаны с умением находить оптимальные способы поведения.

     Психологические качества работника можно разделить на 5 основных групп:
    1. Профессиональная мотивация.
    2. Индивидуальный стиль деятельности.
    3. Коммуникативные качества личности.
    4. Способность к самоуправлению.
    5. Позитивная самооценка.

    Заинтересованный работник Мотивационные требования к личности специалиста
     Человек, пришедший на работу, должен хотеть работать, любить свою работу, иметь к ней позитивный настрой, быть заинтересованным в качественном выполнении труда. Об исключительной важности профессиональной мотивации известно каждому. Если она есть, человек с удовольствием просыпается утром, спешит на работу, выполняет ее «с огоньком», все у него получается. Он выдает качественный «продукт», меньше устает, редко болеет, испытывает преимущественно положительные эмоции и доброжелателен к окружающим.
     А если работа нелюбимая? Если желания работать нет, а есть только необходимость? «Я просто зарабатываю деньги» - скажет кто-то. Что же мешает зарабатывать их с удовольствием? Этот вопрос не имеет ответа. Потому что ничто, и никто не может помешать человеку испытывать удовольствие, если он принял такое решение.

     Представьте себе дебошира, нарушающего общественный порядок. Вы его осуждаете? Называется невоспитанным? Выполнение любой деятельности без желания – тоже нарушение порядка (внутреннего порядка вашей личности). Это - банальная невоспитанность. Вы не воспитали в себе привычку начинать любое дело с соответствующего настроя.
     Приходилось ли вам наблюдать, как спортсмен настраивается перед прыжком? Артист перед выходом на сцену? Каскадер перед трюком? Их работа сопряжена с особенной значимостью, эмоциональностью или опасностью. Но они ее делают. Они настраивают себя. Значит это в принципе возможно. Мотивационные качества хорошего работника полностью зависят от него самого.

     Приемы формирования профессиональной мотивации:
    - определите и всегда держите перед мысленным взором четкую цель своей деятельности, образ ее конечного результата;
    - найдите источник положительных эмоций в окружающей вас обстановке (порядок на рабочем столе, яркие или необычные предметы интерьера, приятные мелочи, фотографии близких, мотивирующие надписи или картинки);
    - общайтесь с позитивными коллегами;
    - совершенствуйте процесс, продукт, средства или способы работы (то, во что вы вложили свои силы и фантазию, не может оставить вас равнодушным).

     Придя на работу без соответствующего настроя, вы пришли на работу без одежды и показываете всем окружающим свою лень и невоспитанность. Придя на работу с негативным настроем, вы принесли в кармане дурно пахнущие отбросы. Перестаньте таскать их с собой. Заверните их в герметичную упаковку и выбросьте в ближайший мусорный бак. Не спрячьте поглубже в карман, а именно выбросьте.
     Так же не стоит оставлять проблемы дома или за дверью. Оставленный мусор никуда не исчезнет. Он обязательно вас дождется. Учитесь своевременно его утилизировать. Перестаньте «пережевывать» отрицательные эмоции. Сделали вывод из неприятной ситуации, улыбнулись, расправили плечи и работаем дальше. С легкостью. С радостью. С огромным желанием.

     Личность работника и стиль деятельности
     Большинство работодателей интересует личность работника, у которого больше профессиональных достоинств и меньше недостатков. В то время как психологи рекомендуют остановить свой выбор на том, кто умеет свои минусы превращать в плюсы. Или делать так, чтобы отрицательные личностные качества работника не мешали ему работать. Специалисты в области психологии труда называет это индивидуальным стилем деятельности.
     Каждый из нас обладает уникальным сочетанием способностей. У кого-то их больше, у кого-то меньше. Одни способности более развиты, другие – менее. Одни особенности помогают выполнять деятельность, другие, наоборот, мешают. Наш мир был бы идеален, если бы каждый человек работал в соответствии со своими способностями и особенностями.

     Но мы живем в мире реальном. И не всегда работаем там, где хотелось бы. При таких условиях лучшим работником становится тот, кто умеет адаптировать свои особенности к требованиям профессии. Проведите инвентаризацию – тщательно изучите, взвесьте, проанализируйте свои особенности и требования к личности специалиста вашей должности. Компенсируйте свои недостатки развитием сильных качеств. Формируйте свой индивидуальный стиль деятельности.

    Личность специалиста буквально расцветает в дружном коллективе Коммуникативные качества хорошего работника
     Личность специалиста буквально расцветает в дружном коллективе, где коллеги всегда приветливы и взаимно вежливы. Но является ли такой коллектив рабочим? Можно ли назвать подобную коммуникацию деловой? Многие неверно понимают смысл термина «деловое общение». Часто «деловым» неоправданно называют любое общение на профессиональные темы. Психологические качества работника при этом не играют никакой роли.
     Подлинное деловое общение – это общение, способствующее делу т.е. улучшающее деятельность. Вы пообщались с коллегой и расстались довольные друг другом. Если после этого вы оба или кто-то один стал работать лучше, то такое общение можно признать деловым. Иногда бывает, что никакого эффекта не наблюдается. Или, наоборот, становится хуже - работа замедляется, останавливается, снижается качество или количество продукта. Такое общение к деловому не имеет никакого отношения.

     Для того чтобы выстраивать подлинно деловые отношения, необходимо четко представлять цель деятельности, зону ответственности каждого субъекта труда и уметь учитывать индивидуальные особенности партнера по общению. Другими словами, требования к личности специалиста предполагают знание о том, что сказать, кому сказать, когда сказать и как сказать. Немаловажным является также умение анализировать процесс и результат общения, выявлять и корректировать ошибочные действия.

     Личность специалиста и  самоуправление
     Невозможно обидеть человека, который не хочет обижаться. Довольно сложно разозлить того, кто не собирается злиться. Переживания возникают как ответ на внешние раздражители. Но полюс своих эмоций выбираем мы сами. Любое событие изначально нейтрально, человек сам решает как его воспринимать: как положительное или как отрицательное.
     Для кого-то сломанный каблук – трагедия, а для кого-то повод переобуться в еще более красивые туфли. Для одного лужи и грязь – неприятность, а для другого – весна. Все зависит от точки зрения. И эту точку определяем мы сами. И, тем не менее, из уст вполне взрослых людей довольно часто можно услышать: «Меня незаслуженно обидели!», «Они меня раздражают!», «У меня не было выбора».
     В то время как выбор как раз был. Из всего многообразия реакций, возможных в подобной ситуации, именно вы, именно выбрали обидеться, разозлиться и т.д. Можно было этого не делать. «Это сложно!» - возразит кто-то. «Дело привычки» - отвечу я. Вы реагируете так, как привыкли. Так, как вас приучили родители, воспитатели, учителя.

    Учитесь контролировать своё поведение Любой способ реагирования – приобретенное поведение. С ним не рождаются. Личностные качества работника вырабатываются на протяжении жизни. А значит можно выработать любую другую привычку. Ту, которую вы выберите осознанно. Способность к эмоциональной саморегуляции, умения самоуправления – значимые качества хорошего работника. Но для начала необходимо научится осуществлять стоп реакцию – останавливать нежелательные эмоции.
     Наблюдайте за собой, выявляйте типичные для вас признаки надвигающегося несчастья: тягостные мысли, опущенные плечи, сдвинутые брови, интонации, мимика. Как только заметите что-либо подобное, резко и уверенно говорите себе: «Стоп!». А дальше начинайте анализировать. Какое событие вызвало реакцию? Каковы причины вашей реакции? Какая реакция будет более адекватной в данной ситуации?

     Даже если вам не удастся с первого раза разобраться в себе, позитивный результат подобных размышлений основывается на одном психологическом секрете: любая эмоция исчезает, как только мы начинаем ее наблюдать и анализировать. В самый радостный момент задумайтесь о том, как вы радуетесь, и радость начнет медленно растворятся. В минуту наивысшего гнева посмотрите на свое отражение в зеркале, обратите внимание на свои нахмуренные брови, сжатые губы, выражение глаз… Вы все еще гневаетесь?
     Отрицательные эмоции бывают очень стойкими. Если не получается погасить их методом наблюдения, дайте эмоциям конструктивный выход. Это может быть любая интенсивная физическая нагрузка: бег, прыжки, приседания. Если гнев застал вас в помещении – несколько раз поднимитесь и спуститесь пару пролетов по лестнице. Если вы на улице – быстрым шагом пройдите до какой-либо отдаленной цели. Можно порвать толстую стопку бумаги, помять кусочек пластилина, разогнуть несколько скрепок.

     Самооценка и психологические качества работника
     Анализируя личность специалиста, невозможно оставить в стороне такой важный аспект как отношение работника к самому себе. Многие руководители недолюбливают уверенных работников. Некоторые периодически «закручивают гайки». Считается, что коллектив нужно держать в ежовых рукавицах. Послушные винтики безропотно выполняют свои должностные обязанности.
     Возможно, в определенных ситуациях такой стиль управления оправдан. Но, с точки зрения позитивной психологии, предпочтительней, чтобы качества хорошего работника подкреплялись верой в свои возможности. Такой специалист бывает неудобен руководству. Им сложно манипулировать. Он имеет свою точку зрения, не стесняется высказывать мнение, отличное от других. Но зато такой сотрудник не боится пробовать и искать новые решения.

     Высокая самооценка основывается на правильном отношении к ошибкам и неудачам. Ошибка – вполне приемлемый способ действия, который в данной ситуации оказался не оптимальным. Совершить ошибку не значит стать плохим. Ошибка дает возможность направить деятельность в новое русло. Психически здоровая личность обладает способностями спокойно признавать свои ошибки, анализировать их, находить причину, делать выводы и корректировать деятельность. При этом у человека не возникает чувство стыда, не формируется комплекс вины, нет желания скрыть или замаскировать «следы». Ученые называют это позитивным самоотношением.
     За всю историю своего развития человечество обнаружило единственное средство подлинного развития позитивной самооценки. Средством этим является деятельность. Только выполняя деятельность - трудовую, общественную, бытовую, учебную - и достигая успеха в ней, человек приходит к осознанию собственной ценности. Так что пробуйте, творите, дерзайте!


     Не стоит сразу бросаться спасать мир. Начинайте с малого и очень конкретного – наведите порядок на своем рабочем столе. Постепенно расширяйте зону своей активности, включайтесь в деятельность других людей или подключайте их к своей деятельности, перенимайте удачные способы действий или изобретайте новые средства достижения целей. Каждый ваш успех – кирпичик вашей самооценки, ступенька к позитивному самоотношению.

    Рейтинг статьи

    9/1
    Поделиться
    Класснуть
    Плюсануть

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ.