• Главная
  • Книги
  • Тезисы
  • Видео
  • Направления
  • Автор статьи: ld89
    30.января.2016

    Конктсруктивная критика

    Конктсруктивная критика
    Конструктивная критика: залог личностного роста

     Критика для критикуемого всегда неприятна, будь она деструктивной или конструктивной. Как бы ни старался критикующий толерантно объяснить оппоненту, в чем его ошибки, самолюбие второго будет задето. Могут ли быть замечания конструктивными и полезными, или это всегда лицемерие и цинизм, способ унизить человека культурно, с улыбкой на лице? На самом деле, какой бы ни была критика, личности она пойдет только на пользу: человек либо достигнет больших успехов, либо научится защищать свои права.

     Под конструктивной критикой в конфликтологии понимают выражение оценочного мнения в форме совета или вдумчивой оценки, рекомендации по поводу того, как исправить ошибку и предупредить ее появление в будущем. Конструктивный отзыв обязательно включает в себя похвалу за проделанную работу и рекомендации по ее усовершенствованию.
     Такой вид "внешней экспертизы" должен присутствовать как в рабочих взаимоотношениях, так и в семейных и межличностных.

     Черты конструктивной критики
     1.    Уважительное отношение к критикуемому. Рецензент оценивает фактически проделанную работу, а не характеризует личность целиком. В таком случае критикуемый понимает, что не он сам плохой, а выполненное дело могло бы принести более заманчивые "сочные" плоды, если еще немного приложить усилий. Если критиковать таким образом, то человека не обидишь и не причинишь ему вреда. Конечно, если только он не чрезмерно самолюбив и не считает свою работу и без того идеальной. Личность с нормальной самооценкой сама стремится достигнуть совершенства, отшлифовать мастерство, рационализировать свой труд.

     2.    Объективность. Оценка всегда субъективна, однако цензору стоит пояснить свое мнение, не обозначая его как единственно верное и истинное, а признавая, что могут быть и другие, альтернативные взгляды. Словесные обороты: «возможно», «на мой взгляд», «по моему субъективному мнению», «мне кажется», «я могу ошибаться» смягчают оценку и облегчают ее восприятие. К тому же, чтобы критика была максимально объективной, нужно отбросить личное отношение к обсуждаемой персоне.

     3.    Четкость. Информация, преподносимая как критика, должна быть понятной, конкретной, относящейся к делу. Не следует разбирать все события и результаты одновременно: обсуждаемая тема должна быть одна, все проблемные и спорные моменты четко обозначены и оговорены.

     4.    Подтверждение фактами. Чтобы не быть голословным, следует представить оппоненту в виде фактов всю необходимую информацию для понимания человеком своих оплошностей, недоработок, заблуждений.

     Если рецензия преподносится в конструктивной форме, а критикуемый готов ее принять, она окажет положительное воздействие для личностного роста, мотивирует на более усердный труд, поспособствует раскрытию талантов человека. Конструктивная критика вдохновляет, окрыляет, наставляет, выступая отличным стимулом для самосовершенствования. Вследствие такой "экспертизы" критикуемый загорается идеей сделать свою работу еще лучше, уникальней, интересней.
     Люди, которых время от времени правильно критикуют, добиваются больших успехов в жизни, чем те, которых только хвалят. Ведь первым есть куда стремиться и расти, а вторые не всегда видят смысл и пути дальнейшего развития.
    Конктсруктивная критика
     Как принимать внешнюю оценку?
     Чтобы критика действительно послужила на пользу личности, человеку следует научиться правильно воспринимать мнения окружающих и фильтровать поступающую информацию.
     Во-первых. Критикуемый должен определиться с тем, конструктивно его оценивают или "разносят в прах" из-за предвзятого отношения. Это легко сделать, опираясь на признаки конструктивной критики. Если суждения преподносятся неуважительно, с негативной оценкой личности в целом, а не результатов конкретного вопроса, такую точку зрения посторонних воспринимать не следует. Существуют специальные методики и техники по ограждению себя от такого вида "разборов полетов". Например: представить, что цензор это клоун, выступающий на сцене, в воображении одев его в соответствующий костюм, водрузив колпак и исказив голос.

     Во-вторых. Когда критика действительно доброжелательна и конструктивна, нужно внимательно слушать (возможно, записывать) те моменты, которые следует отредактировать, задавать собеседнику корректные вопросы, уточнять информацию. В таком случае суровый эксперт отметит уважительное и внимательное отношение к его мнению. Межличностные отношения приобретут черты сотрудничества, а не подчиненности.



     В-третьих. Принять критику спокойно – это труд. Нужно успокоиться, расслабиться, уравновесить внутренние переживания, отбросить личное восприятие критикующего, настроившись только на получение ценной и важной информации.

     То, насколько эмоционально человек воспринимает мнение других людей, может быть показателем его самооценки. Адекватно воспринимают критику только люди с нормальной самооценкой. Человек с завышенным самомнением пренебрежительно или агрессивно отнесется к любым суждениям, а особа с заниженной самооценкой даже конструктивную критику может воспринять как деструктивную.

     Личность, которая стремится к росту и развитию, сама часто ищет и находит персон, умеющих конструктивно оценивать результаты ее усилий. Таких людей называют наставниками, учителями или гуру. Какой бы ни была рецензия, нужно дать себе установку на то, что анализ ситуации с разной точки зрения - залог личностного роста и развития.

    Рейтинг статьи

    0/0
    Поделиться
    Класснуть
    Плюсануть

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ.