• Главная
  • Книги
  • Тезисы
  • Видео
  • Направления
  • Автор статьи: LarisaChayka
    23.мая.2016

    Трансакционный анализ: ключевые аспекты методики

    Трансакционный анализ
     Трансакционный анализ – распространенный метод психотерапевтических практик. В русскоязычной литературе данное направление также представлено под названиями «анализ транзакционный, трансактный, транзактный». В специальной научной литературе принято единое условное сокращение трансакционного анализа – ТА.
     Создателем смелой по меркам семидесятых годов прошлого столетия теории стал выдающийся врач и ученый – Эрик Берн. В дальнейшем его последователи значительно расширили теоретическую базу и практическую часть транзакционного анализа, благодаря чему эта методика на сегодняшний день нашла широкое применение среди специалистов, трудящихся для разрешения психологических проблем клиентов.

     Краткое описание
     По своей сути транзакционный анализ являет собой специфичную психологическую модель, предназначенную для изучения, оценки, анализа и отображения традиционного поведения человека, демонстрируемого индивидуально вне социальных отношений, так и привычной поведенческой схемы, используемой при контактах с представителями общества. Трансакционный анализ включает не только уникальную теоретическую базу с подробным описанием используемых концепций, но и богатый арсенал практических техник, нацеленных на понимание и принятие человеком своей индивидуальности, помогающих исследовать и откорректировать аспекты взаимодействия с социумом.
     Основной постулат транзакционного анализа: один и тот же индивид, становясь участником какой-то конкретной ситуации, проявляет один из трех вариантов активности, характерной для определенного эго-состояния. Описано три формы возможных эго-состояний, которые имеют четкие особенности и точные различия друг от друга.

     Транзактный анализ – рациональная, доступная и быстродействующая техника, позволяющая каждому человеку понять причины своего поведения при наступлении определенных обстоятельств. Метод базируется на утверждении, что любая персона способна принять свою индивидуальность, должна доверять себе и не бояться выражать свои истинные переживания, способна самостоятельно решать поставленные задачи, делать разумный и благоприятный выбор. Теоретические конструкты транзакционного анализа – универсальные принципы, которые возможно эффективно использовать в любых ситуациях, где имеет место взаимодействие с другими людьми.

     Структура трансакционного анализа подразумевает проведение разносторонней работы с пациентом, которую условно можно распределить на четыре самостоятельных этапа:
  • анализ психологической конституции личности, определение доминирующих черт характера и особенностей индивидуального устройства психики;
  • рассмотрение и оценка проводимых персоной вербальных и невербальных контактов с другими людьми;
  • анализ скрытых форм взаимоотношений, проводимых клиентом для достижения и закрепления желаемого исхода во взаимодействии с иными членами общества;
  • расшифровка и последующая помощь в корректировке существующего у индивида особенного и неповторимого жизненного сценария, программа которого, даже не осознаваемая человеком, невольно воплощается в реальном мире и является своеобразным барьером, ограничивающим возможности личности в действительности.

  •  Стоит отметить, что корректировка деструктивных моделей взаимодействия, выявленных у клиента, не является следствием оказания на него какого-то давления или насилия со стороны психотерапевта. Трансформация жизненного сценария достигается путем активного участия индивида в различных ролевых играх, выполнение которых позволяет избавиться от существующих «зажимов» и дает возможность ощущать себя свободно, комфортно, уверенно.

     Вид эго-состояний личности
     Согласно теоретическим положениям транзакционного анализа личность каждого человека может пребывать в одном из трех особенных ипостасях – в состояниях:
  • родитель;
  • взрослый;
  • ребенок.

  • Вид эго-состояний личности Позиция «Родитель» (Р) предполагает использование установок и поведенческой модели, которая была перенята индивидом от иных персон. В большинстве случаев она является имитацией поведения родителей. Внешне состояние «Родителя» проявляется в наличии предрассудков и предубеждений, чрезмерной критики действий окружающих, в назойливой опеке и излишней заботе о других людях. Внутренний мир человека со статусом «Родитель» заполнен переживанием, оценкой и анализом заложенных извне назидательных идей, которые управляют мышлением личности.

     Положение «Взрослый» (В) не является отражением биологического возраста человека. Такое состояние – прекрасная база для верной интерпретации происходящих событий, объективного восприятия действительности, получения достоверной информации о явлениях окружающего мира. Статус «Взрослый» отражает самостоятельность и организованность личности, владения навыками адаптации к меняющимся реалиям мира, наличие инициативности и находчивости, признание собственной индивидуальности и правдивая интерпретация собственных возможностей. Пребывание в таком состоянии благоприятно для изучения и анализа, логического сопоставления фактов и принятия верных решений.

     Положение «Ребенок» (Ре) внешне демонстрируется проявлением устремлений, мышления, поведения, свойственных каждому человеку в детском возрасте. Внутренний мир «Ребенка» содержит впечатления, ощущения и переживания детства, что внешне проявляется моделью поведения, характерной для детей. Достоинство такого состояния – возможность раскрыть творческий потенциал, ощутить вдохновение, способность свободно поведать о своем эмоциональном состоянии.

     Согласно концепции транзактного анализа каждый индивид в определенный момент времени пребывает в одном из вышеуказанных состояний.

     Виды трансакций
     Еще одним теоретическим конструктом учения является понятие «трансакция», которое выступает единицей взаимодействия между людьми и представляет собой исходящий от одного человека стимул и последующая реакция другой особы. Общение людей представляет взаимообмен трансакциями, содержание которых отражает данное эго-состояние личности.
    Сторонники трансакционного анализа выделяют три формы трансакций.

     Первый вид – дополняющие или параллельные конструкты. При выполнении такого рода трансакций каждый из участников диалога пребывает в одинаковом статусе «Взрослый». Примером таких конструкций является распространенный стимул: «Здравствуйте!» и последующая реакция: «Добрый день! Как поживаете?».   

     Вторая разновидность – пересекающиеся трансакции. В таких конструктах траектория стимула и направление реакции пересекаются, что создает почву для конфликтов. Например: на вопрос супруга «Где моя свежая рубашка?» жена отвечает: «А при чем тут я к твоим вещам». Здесь стимул отправлен с позиции «Взрослый» и адресован также «Взрослому». Однако реакция представляет собой ответ «Ребенка», направленный «Родителю». Такое пересечение направлений является идеальной основой для скандалов.

     Третий тип – скрытые конструкции. Они включают явления, когда персона произносит вслух определенное утверждение, которое реально противоречит ее убеждениям или несет абсолютно иной смысл. При выполнении таких трансакций возникает явное противоречие между вербальной составляющей – словами и невербальными элементами – мимикой, жестами, интонацией. Такие скрытые постулаты выступают основой для воплощения в жизнь различных психологических игр. Проанализировав такие игры, в которых участвует индивид, становится очевидным особенности психоэмоциональной конституции личности.

     Обзор сценариев
     Еще одним постулатом транзакционного анализа является используемая в учении теория «жизненных сценариев». Жизненный сценарий представляет собой неосознаваемый план существования индивида, разработанный человеком в детском возрасте на основании вариантов, предложенных ему близким окружением или социумом в целом.
     На выбор варианта сценария влияют не только обстоятельства внешней среды, но и волевые усилия ребенка. То есть избрание конкретного плана своей жизни – добровольное решение юной личности, основанное на имеющихся в личном опыте методах тестирования реальности. На основании получаемых от окружающих вербальных и невербальных сообщений, у ребенка формируются определенные представления о собственной личности и мнение о других персонах.
     В дальнейшем избранная программа подкрепляется родителями ребенка и проявляется в обстоятельствах, в которых оказывается человек в дальнейшей жизни. Этот жизненный план имеет отдельные сцены, стартующие с начальной части, предопределяющей исход, именуемый «расплата за сценарий». В зрелые годы действие установленной программы не воспринимается индивидуумом на сознательном уровне. Напоминание о существовании плана приходит к человеку в сновидениях и фантазиях.

     Жизненная программа человека имеет свой неповторимый сюжет, однако содержание любого сценария может быть отнесено к одному из вариантов – планов:
  • «Победителя»,
  •     «Побежденного»,
  •     «Не победителя», иначе – банальный сценарий.

  •  «Победителем» в трансакционном анализе именуют персону, который легко и с комфортом достигает поставленных целей.

     «Побежденный» в этом учении – особа, которой не удается добиться желаемой цели, из-за чего она пребывает в эмоциональном дискомфорте и чувствует себя несчастной.
     Человек, чья жизнь проходит по банальному сценарию, влачит обычное существование, не получая значительных выигрышей и, в то же время, не проигрывая по-крупному.
     Наиболее яркая демонстрация сценария заметна при наступлении стрессовых обстоятельств. Именно в критические моменты отчетливо проявляется модель поведения, заложенная в ранние детские годы.


     Благодаря воссозданию стрессовых ситуаций удается определить основную концепцию жизни индивида и понять, по какой причине особа реагирует определенным образом. Для наиболее точной интерпретации жизненного сценария психотерапевты руководствуются так называемыми сценарными сигналами – специфическими телесными знаками, указывающими на проигрывание определенной роли, воплощение наяву решений, принятых в детстве.
     Чтобы прекратить воплощение деструктивной программы психотерапевты направляют клиента на выявление потребностей, которые не были удовлетворены ранее и помогают найти конструктивные способы, как можно исполнить желаемое в настоящем. Такая практическая программа носит название «контрсценарий». Его суть: действуя последовательно, освободить личность от разрушающей программы, направить особу на приобретение новой, уместной в данной ситуации, жизненной роли.

    Рейтинг статьи

    10/1
    Поделиться
    Класснуть
    Плюсануть

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ.