- 18-мар-2016, 17:55
Ассертивность - как залог психологического благополучия
Человеку для достижения психологического благополучия нужно знать и использовать эффективные стратегии поведения. Осознание того, как стремиться и достигать цели, не вступая в конфронтацию с другими людьми, обычно приходит вместе с опытом и мудростью. Однако эффективному способу действий – ассертивному поведению можно и обучиться.
Неэффективные стратегии поведения
Удовлетворение потребностей, постановка целей и стремление к самореализации предполагают контакты и взаимодействие с обществом. Насколько успешным и благоприятным будет это взаимодействие, зависит от поведения индивида.
Ассертивность – умение достойно проявить себя во взаимоотношениях с другими людьми, честно и решительно выражать чувства, мысли, желания, позицию, не забывая о вежливости. В общении с другими, ассертивный человек не жертва и не агрессор, он не играет сценической роли, а общается с позиции взрослого разумного человека, выбирает оптимальный путь для сотрудничества.
Благополучные дружеские, партнерские, любовные отношения предполагают уважение и заботу. В этих отношениях люди чаще придерживаются ассертивного поведения, «золотой середины» между личными целями и интересами близкого человека. Намного сложнее придерживаться правил разумного и уважительного поведения в конфликтных ситуациях, в отношениях соперничества, конфронтации.
К сожалению, люди чаще выбирают неэффективные стратегии реагирования в угрожающих или потенциально опасных для личности ситуациях. Неассертивное поведение в близких межличностных отношениях приводит к их ухудшению и даже разрыву.
Ассертивность – умение достойно проявить себя во взаимоотношениях с другими людьми, честно и решительно выражать чувства, мысли, желания, позицию, не забывая о вежливости. В общении с другими, ассертивный человек не жертва и не агрессор, он не играет сценической роли, а общается с позиции взрослого разумного человека, выбирает оптимальный путь для сотрудничества.
Благополучные дружеские, партнерские, любовные отношения предполагают уважение и заботу. В этих отношениях люди чаще придерживаются ассертивного поведения, «золотой середины» между личными целями и интересами близкого человека. Намного сложнее придерживаться правил разумного и уважительного поведения в конфликтных ситуациях, в отношениях соперничества, конфронтации.
К сожалению, люди чаще выбирают неэффективные стратегии реагирования в угрожающих или потенциально опасных для личности ситуациях. Неассертивное поведение в близких межличностных отношениях приводит к их ухудшению и даже разрыву.
Неэффективные модели поведения людей можно разделить на два вида:
1. Пассивность. Ассертивность предполагает действие и активность, пассивность исключает их. Пассивность – уход от решения проблем, бездействие, отказ от принятия личной ответственности, зависимость от мнения окружающих.
Пассивность как модель поведения выбирают люди неуверенные в себе, слишком сдержанные, тактичные и скромные, инфантильные и безынициативные.
Пассивность как модель поведения выбирают люди неуверенные в себе, слишком сдержанные, тактичные и скромные, инфантильные и безынициативные.
Пассивная модель выражается в таком поведении:
предпочтение нейтральных позиций, соблюдение нейтралитета; «оттягивание» времени, перенос решения проблемы на неопределенный срок; причинение вреда себе при соблюдении принципа «не навреди другому»; пренебрежение своими интересами ради удовлетворения чужих потребностей; самоуничижение, занижение своих возможностей и достоинств; самопожертвование и позиция «жертвы»; беспрекословное согласие с чужой точкой зрения, даже когда личное мнение диаметрально противоположное; внешнее проявление согласия при внутреннем несогласии; безоговорочное принятие позиции «ведомого» в отношениях, нежелание быть лидером; неумение и неспособность отстоять свои позиции, права; неспособность или нежелание принимать решения самостоятельно; боязнь заводить серьезные отношения из-за необходимости работать над ними.
2. Агрессивность – противоположность пассивности, другая крайность в поведении. Если пассивный человек, грубо говоря, между борьбой и бегством выбирает бегство, то агрессивный – борьбу. Люди, выбирающие агрессию, несдержанные, раздражительные, эгоистичные и себялюбивые. Они считают, что все им должны, обязаны соглашаться с их мнением. Они не уважают и не учитывают интересов окружающих.
Сила (физическая или моральная) – их главный аргумент в любом споре. Они способны подавить оппонента словом или действием. Агрессивные люди не боятся власти, для них она возможность использовать других людей для достижения личных целей.
Сила (физическая или моральная) – их главный аргумент в любом споре. Они способны подавить оппонента словом или действием. Агрессивные люди не боятся власти, для них она возможность использовать других людей для достижения личных целей.
Агрессивная модель поведения предполагает:
причинение вреда другим ради своего блага; умышленное применение силы; навязывание своей позиции; неуважение, грубость, аморальность; принятие решений за других без их согласия; злоупотребление дружбой и любовью; корыстолюбие, властолюбие; обвинение и порицание без учета реакций и чувств человека; способность лгать и преднамеренно искажать факты; явное и скрытое манипулирование.
Такие стратегии поведения – это крайности, обусловленные врожденными и приобретенными особенностями личности. Пассивный человек на вопрос о том, как лучше поступить, отвечает: «Буду делать то, что хотят другие, не учитывая свои интересы», агрессивный говорит: «Буду делать то, что сам хочу, без учета интересов других».
Ассертивность как эффективная стратегия
Золотая середина между агрессивностью и пассивностью – ассертивность предполагает способность личности не зависеть от влияния и оценок извне, самостоятельно контролировать поведение и нести ответственность за поступки. Ассертивные личности самодостаточные, уважающие себя и уверенные в собственных силах.
Ассертивный человек не беспокоится по пустякам, не испытывает вину за то, в чем не виноват, не стыдится и не смущается когда его хвалят. Он умеет любую критику воспринимать как конструктивную. Уважительное отношение к окружающим не мешает ему заявлять о своих потребностях и защищать права. Человек, освоивший ассертивную стратегию поведения, ничего не требует и не ждет от людей, поэтому он реже расстраивается, обижается и разочаровывается.
Ассертивность не то же самое, что равнодушие или цинизм. Это спокойное и рациональное, но не бесчувственное поведение.
Ассертивный человек не беспокоится по пустякам, не испытывает вину за то, в чем не виноват, не стыдится и не смущается когда его хвалят. Он умеет любую критику воспринимать как конструктивную. Уважительное отношение к окружающим не мешает ему заявлять о своих потребностях и защищать права. Человек, освоивший ассертивную стратегию поведения, ничего не требует и не ждет от людей, поэтому он реже расстраивается, обижается и разочаровывается.
Ассертивность не то же самое, что равнодушие или цинизм. Это спокойное и рациональное, но не бесчувственное поведение.
Быть ассертивным значит уметь:
любое выражение личных взглядов и желаний начинать с местоимения «Я»: «Я думаю…», «Я могу ошибаться, но мне кажется…», «Мне бы хотелось…», «Я придерживаюсь иных взглядов…»; отказывать и говорить «Нет» спокойно и уверенно; сотрудничать, находить компромисс; интересоваться мнением собеседника или оппонента, стремиться понять его; выражать заинтересованность в личности другого и проявлять уважение; слушать активно: быть включенным в общение, внимательным, стараться понять не только мысли, но и чувства собеседника; говорить спокойно, сдержанно, доброжелательно; смело смотреть в глаза, держаться ровно, но не заносчиво; в беседе не переходить на крик и не шептать (если только этого не требуют обстоятельства); придерживаться нравственных и моральных норм поведения.
Ассертивное поведение исключает манипулирование. Поэтому после освоения стратегии ассертивности могут произойти изменения и трансформации межличностных связей и отношений, в которых манипуляции имели место. Например, человек раньше выбирал пассивную стратегию: не умел отвечать отказом на просьбы поделиться чем-либо. Окружающие пользовались этим в корыстных целях. Когда, освоив ассертивное поведение, он начнет отказывать навязчивым просителям, его статус «самый отзывчивый и добрый» может трансформироваться в «бездушная жадина».
Правила ассертивного поведения
Ассертивное поведение можно охарактеризовать и как здоровый эгоизм в разумных пределах. Ассертивный человек не забывает о своем «Я» и своих правах. Он говорит: «Я имею право быть и жить так, как хочу, а вас я уважаю, так как мы равны».
Четырнадцать «Я имею право» или правила ассертивности:
1. Быть собой.
2. Рассчитывать на уважение и уважать.
3. Быть услышанным.
4. Свободно выражать эмоции и чувства.
5. Иметь мнения, убеждения, принципы.
6. Расставлять приоритеты.
7. Определять личные цели.
8. Менять свое мнение.
9. Ошибаться.
10. Отказывать и соглашаться.
11. Просить.
12. Признаваться в непонимании.
13. Признаваться в безразличии.
14. Нести свою ответственность и отказываться брать чужую.
Основополагающий принцип ассертивного поведения: ни один человек ничего не должен другому, субъекты общения – равные партнеры.
Принципы ассертивности:
1. Принятие на себя ответственности за свое поведение.
2. Самоуважение и уважение к другим.
3. Продуктивное общение.
4. Уверенность в себе, позитивная самооценка.
5. Умение слушать и понимать.
6. Стремление к нахождению компромисса.
Ассертивное поведение не идеальное и не универсальное, как может показаться. В некоторых случаях необходимо выбрать агрессию или пассивность, чтобы выжить или приспособиться к обстоятельствам.
Нужно уметь использовать ассертивность объективно, тогда, когда она необходима. Наиболее эффективным ассертивное поведение оказывается в конфликтных ситуациях и в случае попыток манипуляции личностью, через принуждение и управление.
Ассертивный человек ограждает себя от многих негативных переживаний, ему легче сохранить равновесие и баланс психики, а вместе с ними и здоровье. Благодаря ассертивности личность развивается, самоутверждается и приходит к психологическому благополучию.
Нужно уметь использовать ассертивность объективно, тогда, когда она необходима. Наиболее эффективным ассертивное поведение оказывается в конфликтных ситуациях и в случае попыток манипуляции личностью, через принуждение и управление.
Ассертивный человек ограждает себя от многих негативных переживаний, ему легче сохранить равновесие и баланс психики, а вместе с ними и здоровье. Благодаря ассертивности личность развивается, самоутверждается и приходит к психологическому благополучию.