- 30-май-2016, 15:06
Как улучшить внимание – от теории к практическим действиям
Что такое внимание – определение
Чтобы понять, что делать для повышения концентрации внимания, изучим суть этого психического феномена. Внимание – это направленная устремленность и сосредоточение сферы сознания на определенном предмете или явлении. Это динамичное отражение всех способностей познавательной сферы, предполагающее усиление активности двигательной, сенсорной, интеллектуальной систем.
Внимание отражает переживания особы к конкретным вещам или событиям, поскольку оно предопределено избранием конкретных объектов, которые соответствуют личному мировоззрению. За избирательностью внимания кроются цели и мотивы сознательной деятельности личности.
Внимание – механизм, благодаря которому человек может с успехом ориентироваться во внешней среде. Это свойство высшей психической деятельности обеспечивает цельное, максимально полное, ясное, отчетливое отражение явлений реальности в сознательной сфере индивидуума.
Объект, приковавший внимание человека благодаря обладанию им устойчивой или временной значимостью, оказывается центральной фигурой в интеллектуальной деятельности. Такая избирательная сосредоточенность предполагает временное отвлечение сознания от всех посторонних явлений, игнорирование присутствия других предметов. Благодаря направленности и концентрации внимания человек получает возможность управлять и контролировать выполняемые действия. За счет сосредоточения внимания на избранном объекте индивид может углубиться в процесс выполнения деятельности, что позволяет достигнуть более высоких результатов.
Формы
Выделяют отдельные формы проявления внимания:
- внешнее – сенсорное (перцептивное) – направлено на познание, исследование, преобразование объектов внешней среды;
- внутреннее – интеллектуальное – ориентировано на субъективный нравственный и психоэмоциональный мир личности, обеспечивает возможность самопознания, саморазвития, самовоспитания человека;
- моторное – двигательное – обращено на элементы двигательно-моторной активности, непосредственных действий, которые выполняет индивидуум.
Виды
Согласно источникам происхождения, степени участия сознания в избрании направленности, способу осуществления функции классифицируют виды внимания:
- непроизвольное (пассивное);
- произвольное (активное);
- послепроизвольное (вторично непроизвольное).
Непроизвольный вид
Для возникновения, установки и поддержания непроизвольного внимания характерно отсутствие у индивида осознанных намерений, неимение предшествующего целенаправленного выбора объектов. Как улучшить внимание? Определяющим фундаментом для развития этого вида выступают неосознаваемые установки личности, определенные физические, физиологические, психические, психологические факторы.
Главными условиями появления пассивного внимания являются специфические качества раздражителей, в числе которых:
- их новизна для субъекта;
- внезапность и неожиданность возникновения;
- их необычность и контрастность на фоне других предметов;
- относительная интенсивность, соотношение по силе воздействия с иными раздражителями;
- их перемещение в пространстве.
Ознакомимся более подробно с факторами, которые способствуют непроизвольной концентрации внимания. Это позволит понять, как развить наблюдательность и внимательность.
Пример. Изучение интересной для нас темы учебной программы обеспечит непроизвольную концентрацию внимания, не требует прилагать волевые усилия.
Фактор 2. Личная заинтересованность в результате. Человеку, заинтересованному в получении определенного результата и стремящемуся достигнуть конкретной цели, значительно проще сосредоточить внимание на выполняемых действиях.
Пример. Человек, имеющий значимый стимул для завершения проекта, будет максимально сосредоточен на проводимой активности.
Фактор 3. Соответствие раздражителя актуальной потребности. Внимание индивида притягивают те объекты, которые способны удовлетворить его насущную потребность.
Пример. Ощущая голод, мы быстрее заметим неброскую надпись «Кафе», чем обратим внимание на такую рядовую табличку, возвращаясь из ресторана после ужина.
Фактор 4. Общая направленность личности. Человеку свойственно обращать внимание на детали, которые соответствуют его интересам, увлечениям, предпочтениям.
Пример. Заядлый театрал наверняка внимательно изучит небольшую театральную афишу, но пройдем мимо огромной вывески, информирующей о предстоящем поединке боксеров.
Фактор 5. Новизна раздражителей. Абсолютно любой раздражитель, столкновение с которым не зафиксировано в личном опыте, привлечет внимание из-за того, что реакция на него не ослаблена привыканием к его воздействию.
Пример. Мы не уделяем особое внимание привычным деталям домашнего интерьера. Однако новый объект в квартире вызовет интерес и какие-то эмоции.
Фактор 6. Перемещение раздражителя в пространстве. Любой раздражитель, пребывающий в движении, обращает большее внимание человека в сравнении со статичным предметом.
Пример. Мы наверняка обратим внимание на мяч, который летит по направлению к нам, чем на тот же предмет, просто лежащий на стадионе.
Фактор 7. Контрастность объектов. Предметы, которые явно выделяются от других какими-то яркими характеристиками, лучше заметны среди других.
Пример. Мы заметим миниатюрный предмет, стоящий в одном ряду с крупными, или обязательно выделим квадрат среди круглых фигур.
Фактор 8. Сила раздражителей. Выделяются из числа других раздражители, превосходящие иные объекты или явления по силе.
Пример. Привлекут внимание громкие звуки, резкие запахи или яркий свет, в то время как монотонная речь, нейтральный аромат или естественное освещение останется незамеченным.
Произвольный вид
Узнаем, что повышает внимание. Побудительной причиной является наличие у индивида определенной задачи, в разрешении которой он заинтересован. Поэтому появление произвольного вида не осуществимо без разработки логического плана и сознательной проработки программы последующих действий. Для развития активного внимания необходимо присутствие значимых мотивов, наличие конкретной цели, приложение определенных волевых усилий.
Особенностью активного внимания является закономерность: его организация сопряжена с нервным напряжением, а поддержание его концентрации приводит к умственному утомлению. Этот вид внимания возникает при наличии определенного уровня мозговой активности.
Послепроизвольный вид
Разновидность, возникающая вслед за активным вниманием. Появление послепроизвольного внимания возможно, если при целенаправленных действиях индивида важным и увлекательным становится не только предполагаемый результат, но и непосредственно процесс выполнения деятельности. Когда выполняемая активность захватывает личность, ей не приходится прикладывать значительных усилий, чтобы быть сосредоточенным на объекте. Поскольку этот вид внимания сопряжен с определенной человеком задачей, он никак не сопоставим с непроизвольным видом.
Пример. Ученик, приступая к изучению материала перед важным экзаменом, на начальном этапе усилием воли вынуждает себя быть внимательным, сконцентрированным, не рассеянным. Затем изучение увлекает его так, что он с азартом и вдохновением читает информацию в учебнике. Сначала его внимательность была обеспечена ресурсами воли, затем трансформировалось в послепроизвольный вид.
Этот вид внимания отличает высокий уровень концентрации, благодаря чему интеллектуальная деятельность становится максимально насыщенной и плодотворной, индивидуум обретает высокую работоспособность.
Структура
Внимание обладает разнообразными качественными характеристиками – свойствами, которыми являются:
- направленность (избирательность);
- устойчивость (длительность сохранения и концентрация – уровень интенсивности сосредоточения сознания);
- переключаемость (сознательное изменение видов активной деятельности);
- распределенность (вероятность совмещения двух и более действий);
- объем (число объектов, которые одновременно воспринимаются отчетливо).
Факты, которые следует знать, для развития внимания
Ознакомимся с некоторыми сведениями о свойствах внимания, поясняющими особенности этой функции. Понимание сути и структуры внимания поможет исключить помехи и организовать деятельность в условиях, способствующих максимально полному раскрытию свойств внимания.
Факт 1
Невозможно сохранить длительную сосредоточенность на одном и том же предмете или явлении, если объект не претерпевает изменений, его невозможно исследовать с разных сторон. Однообразие снижает концентрацию внимания.
Пример. Демонстрация человеку яркого и необычного изображения на листе вызовет интерес. Однако со временем статичный, неменяющийся объект перестанет интересовать особу.
Факт 2
После естественного восторга от первой встречи с желаемым объектом, от обладания тем предметом или средством, который персона очень хотела получить, наступает закономерная фаза – значительное снижение интереса. Существует психологический феномен: уменьшение ценности и привлекательности того, чем уже обладает индивид.
Пример. Студент на первых порах после поступления в институт с упоением рассказывает, какой увлекательный учебный материал сообщают на лекциях. Однако со временем он находит очень много неприятных моментов в учебе.
Факт 3
Устойчивость внимания значительно усиливается при повышении сложности задания. Трудные задачи и объекты вынуждают активизировать умственную деятельность, что обеспечивает длительную концентрацию внимания.
Пример. Ученик будет более напористо выполнять задание, которое на порядок сложнее от решенных ранее задач. В то время упражнения, суть которых очевидна, вызовет меньший интерес.
Факт 4
Как быстро повысить внимательность? Помним, что внимание становится чрезвычайно устойчивым, когда индивид осознает важность, значимость проводимых действий.
Пример. Школьник значительно быстрее и с меньшими волевыми затратами выучит стих для предстоящего концерта перед родителями. В то время как запоминание наизусть произведения, данное как задание на лето и потенциально непроверяемое, будет проходить с минимальным сосредоточением.
Факт 5
Чрезмерная сложность задания, непонимание сути незнакомого материала, приводит к тому, что ребенок или взрослый будет «витать в облаках», выполняя деятельность чисто механически и невнимательно.
Пример. Кроха, овладевший навыками чтения, конечно, сможет прочитать справочник по неврологии. Однако он не сможет сконцентрировать внимание на его содержании. Он попросту не поймет, о чем читает, поэтому его внимание через некоторое время переключится на другой, понятный объект.
Факт 6
Важную роль для сохранения устойчивой сосредоточенности играет непосредственная активность личности, выраженная во внутренних психических процессах и внешних практических действиях.
Пример. Рассмотрение любого объекта подразумевает возникновение естественной потребности предпринять какие-то действия с этим предметом. Это может быть необходимость его сравнить с аналогичными объектами или желание прикоснуться к нему. Если потребность выполнить действия не удовлетворена, то объект со временем утратит значимость.
Факт 7
Даже искренней интерес человека к какому-то объекту не может постоянно сохраняться на высоком уровне. Такое явление называется флуктуация внимания – периодические кратковременные колебания интенсивности, непроизвольное усиление или ослабление сосредоточенности.
Пример. Проиллюстрировать такой феномен может явление: восприятие еле слышного тиканья часов. Скачкообразно мы то замечаем ход часов, то попросту не слышим тиканье.
Что поможет вернуть интерес на высокий уровень? Наличие у человека личных стимулов, которые вдохновляют сделать определенные усилия над собой. Ощущение удовольствия от возможности управлять мышлением и действиями мотивирует повторить успех вновь. Поэтому заинтересованность в активности поднимется на максимальный пик.
Факт 8
Динамика концентрации внимания проявляется в своеобразных закономерных сдвигах устойчивости, именуемых стадиями сосредоточения. Такой стадиальный процесс разложен на пять актов: вхождение в деятельность, обретение сосредоточенности, колебания концентрации, преодоление спада волевыми усилиями, снижение концентрации в результате усталости.
Пример. Проследить стадиальность концентрации внимания можно на примере школьного урока. В начале занятия у учеников наблюдаются трудности с сосредоточением и недостаточная стабильность концентрации внимания. В середине урока определяется максимальная сосредоточенность учащихся. Ближе к концу занятия школьник хуже воспринимает информацию из-за наступившего утомления. Такую закономерную цикличность обязательно необходимо учитывать и взрослым при организации деятельности.
Факт 9
Чтобы повысить устойчивость внимания человеку необходимо периодическое переключение – сознательный переход от одной деятельности к другим действиям. Такое переключение предотвращает переутомление, улучшает производительность и продуктивность работы, обеспечивает высокое качество, точность, безошибочность действий.
Пример. Смена темы изучаемого материала, попеременное изучение различных частей учебной информации обеспечит большую эффективность учебы. Учитываем, что средне статический человек не может концентрировать внимание на одной и той же деятельности более одного часа. Поэтому необходимо структурировать задание таким образом, чтобы завершить конкретный этап работы за один час. После этого необходимо переключить внимание на другие объекты.
Факт 10
Успешность переключения внимания у взрослых и детей зависит в первую очередь от отношения к прежней деятельности и новому заданию. Чем более интересной и легкой будет новая задача, тем быстрее человек сосредоточится на ее выполнении.
Пример. После окончания выполнения трудной части задания, например, при составлении тезисов предстоящего выступления, человек с удовольствием и увлечением примется за работу над имиджем. Именно на таком свойстве внимания базируется распространенный совет: вначале преодолеть сложный неинтересный этап задания или решить самую трудную задачу, а потом выполнять легкие или привлекательные дела.
Факт 11
Установлено, что отвлекаемость человека – непроизвольное переключение внимание с основной деятельности на посторонние объекты – зависит от подвижности и силы нервной системы и имеет индивидуальные различия.
Пример. Индивид с сильной нервной системой обладает высокой «помехоустойчивостью». Он способен качественно проводить интеллектуальную деятельность при воздействии внешних раздражителей. При этом эффективность работы может даже повыситься. В то же время персона со слабой нервной системой демонстрирует ухудшение показателей труда при наличии отвлекающих раздражителей. Такие индивидуальные свойства необходимо обязательно учитывать для обеспечения подходящих условий для работы.
Факт 12
Чем сложнее задачи совмещаемой деятельности, тем индивидууму труднее распределить и сконцентрировать внимание. Особенно сложно сочетать проведение двух видов интеллектуальной активности. Однако возможно распределить и сосредоточить внимание при одновременном выполнении умственной работы и двигательной или моторной активности.
Пример. Считаные единицы могут показать высокие результаты при одновременном проведении бухгалтерских расчетов и пересказе какого-то литературного произведения. Однако каждый может подробно описывать наблюдаемый пейзаж, передвигаясь на велосипеде. Такие тенденции психики следует учитывать при составлении графика деятельности.
Объем внимания у взрослых людей колеблется в пределах от 5 до 7 простых элементов. У детей такой показатель не превышает 5 стимульных единиц. Однако объем внимания может быть значительно расширен путем целенаправленного изучения предметов и ситуаций. Этот показатель будет выше у человека, действующего в знакомой обстановке, в сравнении с объемом памяти персоны, оказавшейся в незнакомой ситуации.
Пример. Человек, досконально знающих тонкости хореографии, выделит и обратит внимание на большее число отдельных элементов в выступлении танцовщицы. В то же время индивид, ставший случайно зрителем представления, воспримет танец в целом без отдельных движений.
Факт 14
Существуют факторы, которые независимо от воли и желания, оказывают негативное влияние на концентрацию внимания у детей и взрослых. В числе таких «вредителей» сосредоточенности:
- особое физиологическое состояние организма вследствие недосыпания, физической усталости, голода, болевого синдрома, переохлаждения, высокой температуры, длительного пребывания в одной позе;
- неблагоприятный психоэмоциональный статус в виде тоскливого настроения, навязчивого страха, интенсивных эмоций.
Пример. Установлено, что невозможно плодотворно работать, пребывая в позиции «смирно»: сидя в статичной позе за столом. Именно по этой причине большинство важных совещаний, проходящих часами за столом переговоров, приводят к сильной усталости и чувству разбитости. Поэтому необходимо устраивать кратковременные перерывы в «сидячей» роботе, выполняя несложные физические упражнения.
Факт 15
Отсутствие мышечных зажимов и нервного напряжения, расслабленность и непринужденность способствуют концентрации внимания. Естественное и свободное состояние тела избавляет нервную систему от дополнительной нагрузки из-за проводимого контроля над позой тела, выражением лица, проявлением эмоций. Поэтому перед началом работы следует обеспечить себе некую расслабленность и снять напряжения.
Существуют универсальные и доступные методики расслабления. В их числе:
- методика глубокого дыхания – выдох необходимо делать в два раза длиннее, чем вдох;
- техника напряжения и расслабления мышц – максимально напрячь мускулатуру, зафиксировать напряжение на 10 секунд и резко расслабиться;
- физическая активность.
Прекрасный способ улучшить визуальную концентрацию. Выбираем любой объект для наблюдения. Это может быть парящая в воздухе птица, верхушка ели, полевой цветок. Фиксируем взгляд на объекте и стараемся как можно дольше наблюдать за ним, не отводя глаз.
Хорошая альтернатива для улучшения внимания – рыбалка, когда мы отрешенно следим за поплавком, раскачивающимся на водной глади.
Добиться сосредоточения внимания можно, пристально исследуя какой-то бытовой предмет, например, любимый яркий кроссовок.
Развить внимание можно следующим образом. Берем газетный отрывок и все буквы «А» в тексте обводим в кружочек, буквы «О» подчеркиваем прямой линией, буквы «И» выделяем волнистой линией.
Для улучшения слуховой концентрации следует прослушивать оркестровое произведение. Цель: определить, какие музыкальные инструменты были задействованы.
Чтобы улучшить внимание, при перемещении по оживленному городу сначала сосредотачиваемся на автомобильных сигналах, потом изучаем голоса людей.
При прогулке по лесу отрешенно слушаем щебет птиц, стараясь различить отдельные голоса.
Перед сном фиксируем свое внимание на тиканье часов и слышим, как через несколько минут ход стрелок становится более громким.