• 10-июн-2016, 18:16

Шопоголизм: наркотик нового тысячелетия

Шопоголизм: страсть к покупкам 
Шопоголизм: страсть к покупкам, которая не только разоряет

 Сегодня наиболее распространенный способ снять эмоциональное напряжение и метод скрасить серые будни – поход по магазинам. Действительно, посещение торговых центров дарит целый букет позитивных эмоций. Ярко сверкающее богатство товаров на полках внушает, что наша жизнь – изобильна и многообразна. Ароматы ванили и кофе, парящие в супермаркетах, устраняют меланхолию и вдохновляют на романтические чувства.  Примерка роскошного убранства дает воплотить в жизнь свои грезы и предстать в облике загадочного кумира. А возможность купить какую-то безделушку превращает персону во властелина   Вселенной и наполняет жизнь смыслом.  

Однако у такого внешне безобидного релаксанта существует крайне опасная сторона медали – навязчивая страсть к покупкам. Непреодолимое желание совершать приобретения называется в психиатрии «ониомания», в просторечии именуется «шопоголизм», «шопинголизм», «шопингомания».

 Что представляет собой ониомания: описание расстройства
 Ониомания проявляется иррациональной, неконтролируемой потребностью регулярно что-либо приобретать в огромных количествах. При этом предмет покупки не является необходимым приобретением, а оказывается ненужной и бесполезной вещью. Шопоголик посещает магазин ради получения удовольствия от самого процесса выбора товара.
 Пребывание в атмосфере торгового центра для ониомана – увлекательное развлечение и полноценный отдых. Покупка какого-то продукта происходит не из-за того, что ему необходим этот товар, а потому что особа не может сдержать себя в своем нелогичном порыве непременно стать владельцем предмета.
 Стремление оказаться в торговом зале – навязчивая идея шопоголика, которая овладевает сознанием особы целиком, лишает возможности испытывать удовольствие от других занятий. Поход в магазин – ритуальное действие, предохраняющее субъекта от негативных переживаний и устраняющее эмоциональное напряжение. Можно утверждать, что лишь в гипермаркетах, бутиках, универмагах индивид чувствует себя спокойным, уверенным, счастливым.

 Еще десятилетие тому назад ониомания не была признана самостоятельной формой психического расстройства. Однако в последние годы представители всех академических кругов стали едины во мнении: шопоголизм – особый вид навязчивых зависимостей, приводящий к изменению структуры личности. Пагубная страсть к покупкам прочно удерживает в своих сетях шопоголика, имеет свои специфические симптомы, в частности: маниакальное поведение. Ониомания – своеобразный наркотик: внезапный резкий запрет на осуществление покупок вызывает самую настоящую «ломку» у человека.

шопингомания
 Согласно данным Американской ассоциации психиатров распространенность шопингомании в разной степени тяжести достигает планки в 5% всей численности человеческой популяции. Хотя большинство шопоголиков – представительницы женского пола, аномальная страсть к покупкам определяется и среди мужчин.
Расстройство имеет свои подвиды, среди которых:
  • сейломания – непреодолимая тяга совершать импульсивные покупки товаров, отмеченных словами «акция», «распродажа», «скидка»;
  • брендомания – неконтролируемая склонность скупать без разбора продукцию определенной торговой марки;
  • секонд-хендомания – устойчивая потребность делать покупки в магазинах секонд-хенд;
  • гаджет-аддикция – неотступная идея обладания всеми новинками электронных гаджетов.


  •  Как проявляется шопоголизм: симптомы ониомании
     Как определить, что естественная потребность современного мира – приобретать необходимые для комфортной жизни товары перешла черту нормы и стала психическим расстройством? Узнать ониоманию позволяют определенные симптомы, которые проявляются на психологическом и поведенческом уровне. В тяжелых ситуациях шопоголизм может также демонстрировать и физиологические признаки. Опишем портрет человека, испытывающего навязчивую страсть к покупкам.
     Субъекта одолевает упорная потребность посетить торговые площадки. При этом поход в магазин не обусловлен желанием и необходимостью найти какой-то определенный товар. Цель визита – провести время в атмосфере магазина, стать участником процесса купли-продажи. У индивида часто имеются свои «любимые» торговые точки, где он себя ощущает наиболее комфортно и расслабленно.
     Попав в зал, визитер начинает пристально изучать представленный на полках ассортимент. Он внимательно исследует упаковку, старается прикоснуться или примерить вещь. Ему очень приятно оказаться в центре внимания, когда в его адрес устремлены любезности продавцов. Он оказывается на пике блаженства, если выпадает возможность проявить себя перед окружающими «знатоком качества». Если к нему обратится прохожий, то шопоголик будет в подробностях расписывать достоинства и недостатки продукта, давать рекомендации по выбору.

     В торговом зале персону изнуряет неуправляемая потребность купить какую-либо продукцию. При этом человек не представляет, каким образом и где он станет использовать эту вещь. У особы отсутствуют объективные причины для приобретения. Субъект не может сопоставить свои реальные материальные возможности со стоимостью желаемой обновки.
     Став обладателем товара, шопоголик стремится обсудить свою покупку со знакомыми. При этом он игнорирует замечания в нецелесообразности такого вложения. Если ему приводят доводы, что его обновки слишком дорогие, он всеми способами пытается убедить других о нужности и незаменимости вещи.
     Осознав, что товар оказался действительно чрезмерно дорогим, ониоман испытывает злость и негодование. При этом он сердится не из-за того, что он опустошил семейный бюджет, а потому, что завтра он не сможет что-то купить.

     Определяется цикличное изменение настроения шопоголика. Пропуск шопинга или невозможность посетить магазин погружает субъекта в глубокую меланхолию. Он становится нервным и раздражительным, выплескивает гнев и агрессию на близких людей. У него отсутствует желание что-либо делать и на работе, и дома. Он отказывается от увеселительных мероприятий, если они не связаны с шопингом.

    шопоголик в магазине преображается Переступив порог магазина, особа с ониоманией мгновенно преображается. Благодаря всплеску серотонина – гормона удовольствия, индивидуум ощущает прилив сил и состояние эйфории. Совершив покупку, его ощущения аналогичны состоянию наркомана, который получил требуемую дозу. Факт, что индивид стал владельцем обновки, повышает его самооценку: он ощущает себя успешной и состоявшейся личностью.
     По мере отягощения ониомании значительно сужается круг общения человека. Он перестает контактировать с людьми, которые не имеют страсти к покупкам. Ухудшается взаимоотношения в трудовом коллективе из-за того, что кроме как на тему шопинга, персона вовсе беседовать не желает. Его зависимость не дает качественно выполнять свои профессиональные обязанности: он не может сконцентрировать внимание на деле, ведь его мысли заняты исключительно покупками.

     Из-за чего возникает страсть к покупкам: причины ониомании
     На сегодняшний день не существует единой версии, объясняющей причины развития шопингомании. Учеными установлено одно: человек не рождается шопоголиком, а становится им. Формирование расстройства происходит постепенно, базируясь на длительном наличии негативных обстоятельств. Среди вероятных факторов, инициирующих ониоманию, следующие причины
  • неудовлетворенная потребность в признании;
  • дефицит внимания и любви;
  • всепоглощающее чувство одиночества;
  • навязчивая боязнь стать отверженным обществом;
  • низкий уровень притязаний;
  • эгоцентризм, желание быть в центре внимания;
  • патологическая жажда власти;
  • неумение сопоставлять свои запросы с реальными возможностями из-за отсутствия запретов в детском возрасте;
  • чрезмерно строгий стиль воспитания ребенка, лишение его необходимых средств для полноценного развития;
  • неудовлетворенность в личных отношениях;
  • отсутствие понимания, конфликтные ситуации в семье;
  • вынужденный уход за тяжело больным родственником;
  • проживание с супругом-алкоголиком;
  • нереализованный потенциал на трудовом поприще;
  • зависимый стиль поведения: потребность в знаках внимания от окружающих;
  • низкая самооценка.

  •  По сути ониомания – аномальный способ заполнить существующую внутреннюю пустоту, попытка облегчить переживания одиночества. Страсть к покупкам – это неумение реализовать себя, как личность, непонимание своей сущности и отрицание индивидуальности. Это форма бегства от действительности для тех, у кого отсутствуют внутренние ресурсы и желание преодолевать повседневные трудности. Это вариант попасть в иллюзорный мир, где свой комфорт можно купить.  

    Внезапный отказ от покупок вызывает "ломку" Так ли безобиден поход по магазинам: последствия ониомании
     Помимо безумного выбрасывания денег «на ветер» и ухудшения материального положения семьи, человек попадает в прямую зависимость от свершения покупок. Если исчезает возможность удовлетворить свою навязчивую потребность, индивидуум погружается в глубокую депрессию, бороться с которой очень сложно.
    Внезапный отказ от покупок вызывает те же симптомы абстиненции, как и при попытках алкоголика резко завязать со спиртным. Абстинентная «ломка» одаривает человека крайне неприятными физическими ощущениями, что чревато возникновением проблем в функционировании нервной, сердечно-сосудистой системы.

     По мере отягощения зависимости от покупок претерпевает изменений структура личности.  В результате шопоголик просто лишается возможности быть полноценным членом общества и вести активную деятельность, обретая более сложное психическое расстройство.

     Что делать, когда без шопинга прожить невозможно: методы преодоления ониомании
     Как вылечиться от шопингомании? К сожалению, большинству людей, попавших в зависимость от покупок, требуется помощь компетентных врачей. Основной акцент в лечении ониомании сделан на проведении психотерапевтической работы, нередко с использованием техник гипноза. Если на фоне шопинголизма формируется тяжелая патология – биполярная депрессия, целесообразно провести курс лечения мощными психотропными средствами.

    Обои на телефон

     Как избавиться от страсти к покупкам самостоятельно? Следуем советам психологов:
  • Тщательно формируем свой личный бюджет: фиксируем статьи доходов и максимально точно указываем предстоящие расходы.
  • Устанавливаем свой лимит на непредвиденные траты в размере не более 5% от ежемесячного дохода.
  • Составляем список необходимых приобретений и устанавливаем сроки их покупок.
  • Формируем перечень своих желаний и распределяем их в степени важности и незаменимости.
  • Внимательно исследуем рынок: определяем места, где делать покупки выгодно.
  • Берем за правило посещать гипермаркет для глобального пополнения продуктовых запасов два раза в месяц. В остальные 28 дней в кошелек кладем деньги только на хлеб и прочие вещи, которые целесообразно покупать ежедневно (например: молоко).
  • Перед походом в магазин для ежемесячной закупки продуктов исследуем свои кладовые и составляем список нужных ингредиентов. Кладем товар в тележку только по списку.
  • Для приобретения непродовольственной группы товаров выделяем один день в месяц. Определяем доступную сумму для расходов. Идем в бутик вместе с другими членами семьи.
  • Четко понимаем, что если цель нашего визита – покупка нового пальто, то мы будем выбирать и примерять только эту вещь. Не соблазняемся на подходящие к пальто шляпки, перчатки, сумочки и прочие аксессуары.
  • Учитываем, что скидка не всегда позволяет экономить. Таким образом, пытаются продать не совсем качественную, модную, востребованную вещь.
  • Избегаем посещения магазинов в момент завоза новой коллекции. Через месяц цена на такой товар существенно снизится.
  • Забываем о существовании секонд-хендом. Там существует огромный риск прикупить массу ненужного барахла по дешевке.
  • Заводим несколько банковских карт. На одну карту перечисляем деньги для ежедневных расходов. На второй собираем средства для глобальных покупок и храним ее у независимого от шоппинга мужа. От кредитной карты отказываемся раз и навсегда.
  • Планируем с супругом график развлекательных мероприятий. Максимально насыщенные выходные дни избавят от необходимости искать удовлетворение в покупках.
  • Если ноги так и идут в магазин, изменяем курс и идем к театру или в парк.
  • Чтобы заполнить время, освободившееся от бесцельного брожения по торговым залам, записываемся в спортивную секцию.
  • Избавить нас от навязчивой страсти делать покупки поможет новое захватывающее хобби, например: дайвинг.


  • Похожие новости

    Добавить комментарий

    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив