Компоненты готовности к школе
Формирование готовности к школе – настоящее испытание прочности нервов детей, родителей, учителей и психологов. Хотите успешно пройти экзекуцию? Уяснить суть явления «диагностика готовности к школе»? Повысить уровень готовности детей к обучению? Статья поможет заинтересованным взрослым отследить компоненты школьной зрелости, предупредить типичные проблемы и ошибки.
Традиционно ученые выделяют следующие компоненты готовности к обучению:
1. Школьная зрелость – общее морфо-функциональное развитие организма. Важны свойства нервной системы, работоспособность, развитие мышц, мелкая моторика, особенности речи. Формирование зрелости определяют генетические, биологические, социальные и педагогические факторы. Ее весьма проблематично ускорить. Нужно позволить детям «дозреть». Развитый функциональный уровень способствует обучению без ущерба здоровью.
2. Интеллектуальная готовность к обучению - качественные особенности мышления. Невежественные люди считают, что диагностика школьного развития сводится к выявлению количественного запаса знаний. Полноценное формирование интеллектуальной готовности объединяет осмысленность восприятия, произвольность внимания, продуктивность памяти, наглядно-образное мышление. Компоненты готовности - все познавательные способности, а не только осведомленность.
3. Личностная готовность к школе – желание учиться и позитивная самооценка. Личность будущего школьника характеризуют ответственность, общительность, коммуникативные качества. Недостаточная мотивация довольно часто провоцирует серьезные проблемы школьной готовности у современных дошколят. Оптимальное формирование личности неразрывно связано с умением соотносить поступки с общественными нормами, соблюдать правила поведения.
Некоторые авторы изобретают собственные термины, разделяют или наоборот объединяют компоненты школьной зрелости. Например, коммуникативные качества будущего школьника рассматриваются как социально-психологическая готовность к обучению. Описывают эмоциональную, нравственную и волевую зрелость. Термины разные, результат одинаков – личностная готовность к школе.
Диагностика готовности к обучению
Чтобы не запутаться в терминологической кутерьме, изучая компоненты готовности к школе, необходимо просканировать четыре основные сферы: физиологию, интеллект, мотивацию и общение. Диагностика школьного развития – наиболее проблемная область современной психологической науки. Большинство тестов разработаны советскими учеными. Эти диагностические материалы морально устарели.
Рекомендации родителям, планирующим полноценное формирование школьной готовности:
- Наблюдайте за сыном или дочкой, принимайте участие в играх, беседуйте о школе. Вдумчивые близкие знают о своем чаде больше, чем психолог.
- Изучая проблемы готовности к школе, обязательно ищите автора, дату разработки тестов. Актуальной считается психолого-педагогическая литература за последние 7 лет.
- Диагностика школьной зрелости проводится психологом? Не стесняйтесь задавать вопросы, выясняйте критерии, интересуйтесь обоснованностью методов.
- Помните, выявленный уровень готовности к школе – не приговор, а источник информации, направляющий формирование.
Рекомендации психологам, добросовестно выполняющим свои профессиональные обязанности:
- Не забывайте своевременно повышать квалификацию, общайтесь с коллегами, используйте возможности дистанционных технологий. Наука и профессиональное сообщество не стоят на месте.
- Приобретайте стандартизированные диагностические материалы, разработанные психологическими лабораториями, научно-исследовательскими институтами.
- Не увлекайтесь ролью инквизитора. Помните, формирование зрелости – главная цель, а диагностика – вспомогательное средство.
- Проводите тестирование в естественных условиях, используйте игровые методы, наблюдение за деятельностью. Ребенок не должен чувствовать себя подопытным кроликом.
- Реагируя на проблемы готовности к обучению, интерпретируйте спорные результаты в пользу личности, руководствуйтесь принципом милосердия. Даже самая надежная методика может подвести.
- Делайте скидку на факторы, мешающие выполнить тест. Это могут быть настроение, состояние здоровья, волнение, слишком сильная мотивация, отсутствие мотивации, невнимательность, непонимание инструкции, незнакомые понятия или неприязнь к экзаменатору.
Формирование мотивационной готовности
Мотивационная готовность к школе – не просто желание учиться. Это особая внутренняя позиция дошкольника. Мотивированный выпускник детского сада любопытен, демонстрирует широкие познавательные интересы, осознает ценность знаний. Он испытывает потребность в новых видах деятельности, понимает обязанности школьника, принимает роль ученика. Желание учиться подкрепляется убеждениями.
Формирование мотивационной готовности – многоуровневая задача. Впросак могут попасть предки, которые совсем не занимались развитием и те, кто старался слишком сильно. Какие причины вызывают мотивационные проблемы? Проанализируем две противоположные ситуации:
- Малыша слишком рано усадили за парту. Юный мозг обладает феноменальной обучаемостью. Мотивационная готовность к школе разрушается неправильной формой проведения занятий. Дети познают мир, играя. Дошкольников возмущает ограничение свободы действий. Инициатива взрослого – как красная тряпка для быка. Не спешите внедрять классно-урочную систему. Применяйте игровые методы и косвенные воздействия.
Эффективный способ, решающий проблемы готовности к школе, – сопровождение детской инициативы. Оставляйте развивающие книжки на видном месте. Пусть дошколенок проявит исследовательский интерес, познавательную инициативу. Функция родителей – ненавязчиво направить формирование. Играйте в школу. Игровые ситуации привычны, знакомы, привлекательны. Пусть юный игрок сам диктует условия, определяет сюжет, выбирает роли.
- Само вырастет. Иногда формирование мотивации пускают на самотек. Для детей, не посещавших детский сад или развивающую студию, резкое погружение в образовательную среду становится шоком. Не стоит устраивать массированную атаку на мозг дошкольника в последние месяцы перед школой. Действуйте заблаговременно. Осуществляйте постепенное погружение. Дайте детям освоить новую обстановку, привыкнуть к незнакомым людям.
Заинтересованное общение ускоряет формирование мотивационной готовности. Дошкольники любят делиться успехами. Интересуйтесь! Слушайте! Хвалите! Поощряйте! Внешняя положительная оценка укрепляет уровень мотивации, двигает развитие. Сначала карапуз старается, чтобы порадовать маму. Потом увлекается процессом познания и содержанием знаний. Происходит требуемое закрепление мотива.
Социально-психологическая готовность к обучению
Как отмечалось ранее, личностная зрелость - совокупность мотивации, самооценки, убеждений и коммуникативных черт. Формирование мотивации проанализировано. Следующий пункт назначения - социально-психологическая готовность к школе. Личностно доросший до обучения субъект владеет социальными навыками, умеет устанавливать и поддерживать контакт со сверстниками, не боится обратиться за помощью к старшим.
В сфере межличностного общения проблемы школьной готовности провоцируют чрезмерная застенчивость, пугливость и тревожность. Некоторые детки чересчур послушны, подвержены любому влиянию, склонны подчиняться групповому давлению. Проблемные дошколята не умеют смотреть на себя со стороны, просчитывать последствия своих поступков, учитывать позицию партнера.
Как формируется социально-психологическая готовность к школе? Проанализируем типичные стереотипы и способы их преодоления:
- Интеллект – это главное! Многие считают формирование интеллектуальной готовности к школе единственной заботой. Коммуникативные качества пусть складываются стихийно. В то время как, позитивные межличностные отношения помогают успешным ученикам. Разговаривайте с дошкольником об общении, обсуждайте моральные проблемы, учите анализировать поведение окружающих и оценивать свои действия.
- Хороший ребенок – послушный ребенок! Иногда воспитание заменяют дрессировкой. Ежеминутно раздают детям указания, предостережения, подробные инструкции. Контролируют, приказывают, требуют. Послушание удобно. Учителя ценят послушных учеников. Но добьется ли конформист жизненного успеха? Миссия родителей – научить детей как можно раньше обходиться без родителей. Предоставляйте деткам больше свободы, дайте возможность приобрести индивидуальный опыт. Учите принимать обоснованные решения, а не ждать подсказки.
- Идеальный малыш неидеальных родителей. Двойные стандарты – известная проблема воспитания. Старшим позволено лениться, бездельничать и даже врать. От детей же требуют строгого соблюдения самых высоких стандартов. Помните, социально-психологическая готовность к школе стимулируется личным примером. Учитесь сами, и ваши дети захотят учиться. Уважайте окружающих, и дети вырастут уважительными. Помогайте, и они научаться помогать.
Формирование интеллектуальной готовности к школе
Интеллект и умственное развитие дошкольника – разрекламированные компоненты школьной готовности. В интернете и специальной литературе содержится бесчисленное множество заданий, повышающих уровень интеллектуальных способностей. Психологи рекомендуют делать приоритетной задачей становление произвольности поведения и психических процессов. Учите детей планировать деятельность, управлять восприятием, целенаправленно запоминать, мыслить осознанно, а не просто действовать по образцу.
Перечислим приемы, активизирующие формирование интеллектуальной готовности:
- взаимодействие с мелкими предметами и деталями не только развивает моторику, но и определяет положительную динамику способности к сосредоточению;
- вырезание по контуру и раскрашивание способствуют усидчивости;
- зашумленные картинки, перепутанные линии и лабиринты усиливают концентрацию внимания;
- отыскивание различий между похожими картинками тренирует распределение внимания;
- проговаривание выполняемых действий вслух совершенствует осмысленность восприятия.
Решая проблемы школьной готовности, практикуйте совместное выполнение развивающих заданий. Но не спешите подсказывать дитю, что нужно делать. Пусть учится самостоятельно определять учебную цель. Учите целенаправленному запоминанию. Зрелый дошколенок должен уметь давать себе установку на прочное запоминание, находить ассоциации между новым и уже известным, планомерно использовать повторение. Тренируйте навыки пересказа небольших текстов. Разыгрывайте сценки, взяв за основу сюжет любимых сказок. Формирование интеллектуальной готовности – творческая работа.Формирование мотивационной готовности. Заключение: Если вы дочитали статью до конца, значит, проблемы школьной готовности задели вас за живое. Не спешите поддаваться всеобщей панике, будоражащей современную систему образования. В истории развития человечества было много педагогических экспериментов. А люди жили, живут и будут жить. Что бы ни происходило на планете, школа должна подстраиваться под особенности детей, а не наоборот!
Формирование готовности к школе – настоящее испытание прочности нервов детей, родителей, учителей и психологов. Хотите успешно пройти экзекуцию? Уяснить суть явления «диагностика готовности к школе»? Повысить уровень готовности детей к обучению? Статья поможет заинтересованным взрослым отследить компоненты школьной зрелости, предупредить типичные проблемы и ошибки.
Традиционно ученые выделяют следующие компоненты готовности к обучению:
1. Школьная зрелость – общее морфо-функциональное развитие организма. Важны свойства нервной системы, работоспособность, развитие мышц, мелкая моторика, особенности речи. Формирование зрелости определяют генетические, биологические, социальные и педагогические факторы. Ее весьма проблематично ускорить. Нужно позволить детям «дозреть». Развитый функциональный уровень способствует обучению без ущерба здоровью.
2. Интеллектуальная готовность к обучению - качественные особенности мышления. Невежественные люди считают, что диагностика школьного развития сводится к выявлению количественного запаса знаний. Полноценное формирование интеллектуальной готовности объединяет осмысленность восприятия, произвольность внимания, продуктивность памяти, наглядно-образное мышление. Компоненты готовности - все познавательные способности, а не только осведомленность.
3. Личностная готовность к школе – желание учиться и позитивная самооценка. Личность будущего школьника характеризуют ответственность, общительность, коммуникативные качества. Недостаточная мотивация довольно часто провоцирует серьезные проблемы школьной готовности у современных дошколят. Оптимальное формирование личности неразрывно связано с умением соотносить поступки с общественными нормами, соблюдать правила поведения.
Некоторые авторы изобретают собственные термины, разделяют или наоборот объединяют компоненты школьной зрелости. Например, коммуникативные качества будущего школьника рассматриваются как социально-психологическая готовность к обучению. Описывают эмоциональную, нравственную и волевую зрелость. Термины разные, результат одинаков – личностная готовность к школе.
Диагностика готовности к обучению
Чтобы не запутаться в терминологической кутерьме, изучая компоненты готовности к школе, необходимо просканировать четыре основные сферы: физиологию, интеллект, мотивацию и общение. Диагностика школьного развития – наиболее проблемная область современной психологической науки. Большинство тестов разработаны советскими учеными. Эти диагностические материалы морально устарели.
Рекомендации родителям, планирующим полноценное формирование школьной готовности:
- Наблюдайте за сыном или дочкой, принимайте участие в играх, беседуйте о школе. Вдумчивые близкие знают о своем чаде больше, чем психолог.
- Изучая проблемы готовности к школе, обязательно ищите автора, дату разработки тестов. Актуальной считается психолого-педагогическая литература за последние 7 лет.
- Диагностика школьной зрелости проводится психологом? Не стесняйтесь задавать вопросы, выясняйте критерии, интересуйтесь обоснованностью методов.
- Помните, выявленный уровень готовности к школе – не приговор, а источник информации, направляющий формирование.
Рекомендации психологам, добросовестно выполняющим свои профессиональные обязанности:
- Не забывайте своевременно повышать квалификацию, общайтесь с коллегами, используйте возможности дистанционных технологий. Наука и профессиональное сообщество не стоят на месте.
- Приобретайте стандартизированные диагностические материалы, разработанные психологическими лабораториями, научно-исследовательскими институтами.
- Не увлекайтесь ролью инквизитора. Помните, формирование зрелости – главная цель, а диагностика – вспомогательное средство.
- Проводите тестирование в естественных условиях, используйте игровые методы, наблюдение за деятельностью. Ребенок не должен чувствовать себя подопытным кроликом.
- Реагируя на проблемы готовности к обучению, интерпретируйте спорные результаты в пользу личности, руководствуйтесь принципом милосердия. Даже самая надежная методика может подвести.
- Делайте скидку на факторы, мешающие выполнить тест. Это могут быть настроение, состояние здоровья, волнение, слишком сильная мотивация, отсутствие мотивации, невнимательность, непонимание инструкции, незнакомые понятия или неприязнь к экзаменатору.
Формирование мотивационной готовности
Мотивационная готовность к школе – не просто желание учиться. Это особая внутренняя позиция дошкольника. Мотивированный выпускник детского сада любопытен, демонстрирует широкие познавательные интересы, осознает ценность знаний. Он испытывает потребность в новых видах деятельности, понимает обязанности школьника, принимает роль ученика. Желание учиться подкрепляется убеждениями.
Формирование мотивационной готовности – многоуровневая задача. Впросак могут попасть предки, которые совсем не занимались развитием и те, кто старался слишком сильно. Какие причины вызывают мотивационные проблемы? Проанализируем две противоположные ситуации:
- Малыша слишком рано усадили за парту. Юный мозг обладает феноменальной обучаемостью. Мотивационная готовность к школе разрушается неправильной формой проведения занятий. Дети познают мир, играя. Дошкольников возмущает ограничение свободы действий. Инициатива взрослого – как красная тряпка для быка. Не спешите внедрять классно-урочную систему. Применяйте игровые методы и косвенные воздействия.
Эффективный способ, решающий проблемы готовности к школе, – сопровождение детской инициативы. Оставляйте развивающие книжки на видном месте. Пусть дошколенок проявит исследовательский интерес, познавательную инициативу. Функция родителей – ненавязчиво направить формирование. Играйте в школу. Игровые ситуации привычны, знакомы, привлекательны. Пусть юный игрок сам диктует условия, определяет сюжет, выбирает роли.
- Само вырастет. Иногда формирование мотивации пускают на самотек. Для детей, не посещавших детский сад или развивающую студию, резкое погружение в образовательную среду становится шоком. Не стоит устраивать массированную атаку на мозг дошкольника в последние месяцы перед школой. Действуйте заблаговременно. Осуществляйте постепенное погружение. Дайте детям освоить новую обстановку, привыкнуть к незнакомым людям.
Заинтересованное общение ускоряет формирование мотивационной готовности. Дошкольники любят делиться успехами. Интересуйтесь! Слушайте! Хвалите! Поощряйте! Внешняя положительная оценка укрепляет уровень мотивации, двигает развитие. Сначала карапуз старается, чтобы порадовать маму. Потом увлекается процессом познания и содержанием знаний. Происходит требуемое закрепление мотива.
Социально-психологическая готовность к обучению
Как отмечалось ранее, личностная зрелость - совокупность мотивации, самооценки, убеждений и коммуникативных черт. Формирование мотивации проанализировано. Следующий пункт назначения - социально-психологическая готовность к школе. Личностно доросший до обучения субъект владеет социальными навыками, умеет устанавливать и поддерживать контакт со сверстниками, не боится обратиться за помощью к старшим.
В сфере межличностного общения проблемы школьной готовности провоцируют чрезмерная застенчивость, пугливость и тревожность. Некоторые детки чересчур послушны, подвержены любому влиянию, склонны подчиняться групповому давлению. Проблемные дошколята не умеют смотреть на себя со стороны, просчитывать последствия своих поступков, учитывать позицию партнера.
Как формируется социально-психологическая готовность к школе? Проанализируем типичные стереотипы и способы их преодоления:
- Интеллект – это главное! Многие считают формирование интеллектуальной готовности к школе единственной заботой. Коммуникативные качества пусть складываются стихийно. В то время как, позитивные межличностные отношения помогают успешным ученикам. Разговаривайте с дошкольником об общении, обсуждайте моральные проблемы, учите анализировать поведение окружающих и оценивать свои действия.
- Хороший ребенок – послушный ребенок! Иногда воспитание заменяют дрессировкой. Ежеминутно раздают детям указания, предостережения, подробные инструкции. Контролируют, приказывают, требуют. Послушание удобно. Учителя ценят послушных учеников. Но добьется ли конформист жизненного успеха? Миссия родителей – научить детей как можно раньше обходиться без родителей. Предоставляйте деткам больше свободы, дайте возможность приобрести индивидуальный опыт. Учите принимать обоснованные решения, а не ждать подсказки.
- Идеальный малыш неидеальных родителей. Двойные стандарты – известная проблема воспитания. Старшим позволено лениться, бездельничать и даже врать. От детей же требуют строгого соблюдения самых высоких стандартов. Помните, социально-психологическая готовность к школе стимулируется личным примером. Учитесь сами, и ваши дети захотят учиться. Уважайте окружающих, и дети вырастут уважительными. Помогайте, и они научаться помогать.
Формирование интеллектуальной готовности к школе
Интеллект и умственное развитие дошкольника – разрекламированные компоненты школьной готовности. В интернете и специальной литературе содержится бесчисленное множество заданий, повышающих уровень интеллектуальных способностей. Психологи рекомендуют делать приоритетной задачей становление произвольности поведения и психических процессов. Учите детей планировать деятельность, управлять восприятием, целенаправленно запоминать, мыслить осознанно, а не просто действовать по образцу.
Перечислим приемы, активизирующие формирование интеллектуальной готовности:
- взаимодействие с мелкими предметами и деталями не только развивает моторику, но и определяет положительную динамику способности к сосредоточению;
- вырезание по контуру и раскрашивание способствуют усидчивости;
- зашумленные картинки, перепутанные линии и лабиринты усиливают концентрацию внимания;
- отыскивание различий между похожими картинками тренирует распределение внимания;
- проговаривание выполняемых действий вслух совершенствует осмысленность восприятия.
Решая проблемы школьной готовности, практикуйте совместное выполнение развивающих заданий. Но не спешите подсказывать дитю, что нужно делать. Пусть учится самостоятельно определять учебную цель. Учите целенаправленному запоминанию. Зрелый дошколенок должен уметь давать себе установку на прочное запоминание, находить ассоциации между новым и уже известным, планомерно использовать повторение. Тренируйте навыки пересказа небольших текстов. Разыгрывайте сценки, взяв за основу сюжет любимых сказок. Формирование интеллектуальной готовности – творческая работа.Формирование мотивационной готовности. Заключение: Если вы дочитали статью до конца, значит, проблемы школьной готовности задели вас за живое. Не спешите поддаваться всеобщей панике, будоражащей современную систему образования. В истории развития человечества было много педагогических экспериментов. А люди жили, живут и будут жить. Что бы ни происходило на планете, школа должна подстраиваться под особенности детей, а не наоборот!