- 21-янв-2017, 21:40
Дети дошкольного возраста (3-5 лет): сказочные средства воспитания
Когда начинается дошкольный возраст?
Дошкольный возраст – ответственный отрезок жизненного пути человека. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к воспитательному воздействию. На воспитание дошкольников оказывают влияние множество разнообразных факторов, среди которых сюжетно-ролевая игра и то, что мы - взрослые - читаем детям. Изучив особенности дошкольного возраста, заботливые родители, смогут выбрать наиболее адекватные средства воспитания, научатся решать самые сложные задачи воспитания легко и качественно.
Традиционно считается, что дошкольный возраст – этап развития ребенка от 3 до 7 лет. Хотя ученые и психологи-практики отмечают, что современные дети дошкольного возраста знакомятся с кризисом «Я сам» гораздо раньше: в 2 года, а иногда даже и в 1,5. Кризис подскажет родителям, что предыдущий возрастной период - раннее детство - закончился. В речи малыша все чаще звучат заветные слова «Я сам», а в поведении появляются симптомы негативизма, упрямства и строптивости.
Необдуманные и непоследовательные методы воспитания усиливают негативные новообразования. По мнению психологов, многие обыватели, сильно недооценивают значение такого развивающего инструмента как сюжетно-ролевая игра. Мы редко правильно играем с детьми и мало читаем детям по-настоящему развивающей литературы. Тем не менее, никогда не поздно взяться за ум и трансформировать трудности в источник развития.
Какие средства воспитания помогут близким сохранить самообладание и пережить кризис? При каких условиях особенности дошкольного возраста превратятся в полноценные преимущества на следующем возрастном этапе? Обдумывая воспитание дошкольников, примите к сведению следующие советы родителям:
- Негативизм – это нормально! Ребенок обнаружил, что у него есть свои собственные желания. Чтобы в полной мере ощутить всю полноту самостоятельности, дошкольнику просто необходимо отказаться от всего «чужого». Поэтому маленький человечек отказывается подчиняться требованиям взрослых. Таковы особенности дошкольного возраста. Применяемые методы воспитания должны соответствовать перестраивающимся социальным взаимоотношениям.
- Ваш малыш вырос! Не читаем детям нотаций. Старайтесь использовать косвенные воздействия, увлекайте своим примером. Пусть дошкольник захочет делать что-либо не потому, что ему сказали, а из любопытства. Отвлекайте строптивца иллюзией выбора. Не спрашивайте, будет ли упрямец кушать. Лучше поинтересуйтесь, как он это сделает: ложкой или вилкой? Подобрав правильные методы воспитания, родители могут дать хороший импульс развитию самостоятельности.
- Больше гибкости! Учитесь предугадывать и сглаживать острые моменты, осложняющие воспитание дошкольников. Не старайтесь переупрямить свое чадо. Вместо того, чтобы подавлять волю малыша, позвольте ему изучить последствия своих действий. Этим вы решите сразу две задачи воспитания: сбережете свои нервы и научите чадо держать слово. Гибкими должны стать вы сами и ваши методы воспитания.
Особенности дошкольного возраста и задачи воспитания
Рано или поздно любой кризис заканчивается и начинается стабильная эпоха. Какие сюрпризы готовит малолетке дошкольный возраст? Дошкольник, еще вчера полностью захваченный игрушками и другими объектами материального мира, начинает внимательно присматриваться к окружающим людям и их отношениям. Особенности дошкольного возраста проявляются в активном формировании у дошкольника навыков и ценностей межличностного общения.
Ответственным родителям и другим субъектам, осуществляющим воспитание дошкольников, целесообразно ориентироваться на следующие задачи воспитания:
- Формирование социальных установок. Установки – это готовность действовать определенным образом в определенной ситуации. Методы воспитания воздействуют на моральное сознание, прививают ценности и нравственные нормы, которыми дошкольник будет руководствоваться в жизни. Для формирования у воспитанников адекватных представлений и твердых убеждений воспитателю полезно решить, какие произведения читать детям.
- Расширение репертуара ролей. Дети дошкольного возраста проявляют живой интерес к миру профессий и всевозможным «серьезным» занятиям. Они активно репетируют будущую взрослую жизнь, учатся примерять на себя разнообразные функции и обязанности. Сюжетно-ролевая игра приобретает ведущую роль в решении этой задачи воспитания.
- Приобретение новых моделей поведения. Для каждой семьи характерны определенные схемы реагирования и привычный образ мыслей. Дошкольный возраст – самое подходящее время для усвоения новых образцов. Они складываются, когда дети ходят в гости, осваиваются в новом коллективе, а так же когда мы читаем детям поучительные сказки и рассказы. Сюжетно-ролевая игра и здесь выручит креативного воспитателя.
- Закрепление полезных привычек. Эффективное воспитание дошкольников не останавливается на формировании нравственных идеалов. Дети дошкольного возраста мыслят практически, им необходимы конкретные навыки. Педагоги и психологи не устают повторять элементарные советы родителям: демонстрируйте положительный пример и всячески подкрепляйте правильные действия малыша.
Для наиболее полной реализации описанных задач воспитания рекомендуется использовать все известные науке методы воспитания:
- методы убеждения (рассказ, беседа, разъяснение, внушение, личный пример и то, что мы читаем детям);
- организация деятельности (упражнение, создание воспитывающей ситуации, общественное мнение, требование и поручения, сюжетно-ролевая игра);
- стимулирование желательного поведения (поощрение, соревнование, наказание, игровые методы);
- контроль и оценка (наблюдение, опрос, тестирование, анализ рисунков).
Сюжетно-ролевая игра и игровые методы воспитания
Воспитание дошкольников реализуется при помощи разнообразных педагогических ресурсов. Как уже отмечалось выше, проектируя методы воспитания, весьма полезно проанализировать, что мы – мамы, папы, дедушки, бабушки и воспитатели - читаем детям. Но прежде, чем разбираться, что читать детям, выясним, что представляет собой такой вид деятельности дошкольника, как сюжетно-ролевая игра. Дети дошкольного возраста играют в дочки-матери, школу, больницу, магазин и парикмахерскую.
Дошкольник не просто развлекается, через игру он реализуют себя, пробует различные виды деятельности, обнаруживает свои способности. Учитывая типичные психологические особенности дошкольного возраста, необходимо помнить об уникальности каждой личности. Грамотный воспитатель, будь то родитель или педагог дошкольного учреждения, умеет творчески подбирать индивидуальные средства воспитания, опираясь на интересы детей, тип темперамента и характер.
Как сюжетно-ролевая игра помогает решать задачи воспитания? Сюжет игры определяет те ценности и установки, которые приобретет дошкольник. В процессе игры малыш учится договариваться, делиться, принимать и распределять ответственность. Принимая участие в детских играх, родители и воспитатели могут ненавязчиво подсказывать детям варианты развития событий, незаметно подталкивать к нужным выводам и решениям.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра выполняет диагностическую, организующую, стимулирующую и корректирующие функции. Рассмотрим наиболее существенные советы родителям относительно использования потенциала игры как средства воспитания:
- не берите на себя роль ведущего, стремитесь стать равноправным участником детских игр – детям тоже нужно тренировать лидерские качества;
- анализируйте роли, которые чаще всего достаются малышу - скорее всего, он будет так вести себя в реальной взрослой жизни;
- задавайте вопросы, уточняйте правила игры и функции игроков – это поможет вам понять образ мыслей дошкольника;
- учите детей анализировать условия и выбирать эффективный способ действия – чаще всего малыши бездумно воспроизводят знакомые стратегии отношений по принципу подражания.
Помимо всего перечисленного, сюжетно-ролевая игра поможет воспитателю запланировать, что в ближайшее время необходимо читать детям. Ведь в процессе игры проявляются переживания и те проблемы, которые волнуют дошкольника. Это могут быть обиды, важные вопросы или способы действий в трудной ситуации.
Воспитание дошкольников: что читать детям?
Еще раз подчеркнем, что ответ на вопрос: «Что читать детям?» имеет непосредственное отношение к выбору действенного средства воспитания. В то время как сюжетно-ролевая игра дает чаду богатый практический опыт, чтение развивает аналитические способности и образное мышление. Чтобы оценить развивающий потенциал того или иного литературного произведения, недостаточно знать только особенности дошкольного возраста.
Хорошие дети вырастают на хороших книгах. Прежде, чем читать детям, внимательно ознакомьтесь с содержанием рассказа или стихотворения. Подумайте, для чего был написан этот текст, какая идея лежит в его основе, какую мысль он выражает, какие ценности пропагандирует. Поверьте, большое количество современной детской литературы обладает весьма сомнительным качеством. Не стоит возлагать большие надежды на воспитание дошкольников, выбирая яркие, но бессмысленные издания.
Какие требования предъявляются к книгам, которые не только можно, но и нужно читать детям? Дошкольнику должен быть однозначно понятен смысл прочитанного. Такие традиционные детские произведения как «Курочка ряба», «Репка» и «Колобок» содержат невразумительные, а иногда и просто вредные идеи. А «Красная шапочка» и вовсе – мечта психотерапевта. Такая смесь комплексов, двойных смыслов и психиатрических диагнозов – совсем не то, что нужно дошкольнику.
Мы совсем не случайно указали в названии статьи именно сказочные средства воспитания. Сказка при помощи привлекательных выразительных средств вызывает положительный эмоциональный отклик маленьких фантазеров. Облекая слова в сказочную форму, можно без особого труда внушать карапузу требуемые убеждения. Психологи сочиняют для малышей и взрослых особые сказки, которые лечат страхи, формируют позитивный настрой, учат бороться с проблемами.
Советы родителям, подбирающим детскую литературу, которая будет способствовать решению задачи воспитания:
- читать самим и как можно больше читать детям;
- выбирать добрые сказки, которые формируют реалистичное представление о мире и учат принимать обоснованное решение;
- интересоваться мнением дошкольника, выяснять, что он понял, поощрять оценочные высказывания;
- сочинять сказки вместе с крохой, вкладывая в них нужные смыслы и установки.
И в заключении: Уважаемые родители и воспитатели! Старайтесь читать юным воспитанникам только полезные книги. А грамотно организованная сюжетно-ролевая игра пусть станет вашим верным помощником в ответственном деле воспитания дошкольников!
Дошкольный возраст – ответственный отрезок жизненного пути человека. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к воспитательному воздействию. На воспитание дошкольников оказывают влияние множество разнообразных факторов, среди которых сюжетно-ролевая игра и то, что мы - взрослые - читаем детям. Изучив особенности дошкольного возраста, заботливые родители, смогут выбрать наиболее адекватные средства воспитания, научатся решать самые сложные задачи воспитания легко и качественно.
Традиционно считается, что дошкольный возраст – этап развития ребенка от 3 до 7 лет. Хотя ученые и психологи-практики отмечают, что современные дети дошкольного возраста знакомятся с кризисом «Я сам» гораздо раньше: в 2 года, а иногда даже и в 1,5. Кризис подскажет родителям, что предыдущий возрастной период - раннее детство - закончился. В речи малыша все чаще звучат заветные слова «Я сам», а в поведении появляются симптомы негативизма, упрямства и строптивости.
Необдуманные и непоследовательные методы воспитания усиливают негативные новообразования. По мнению психологов, многие обыватели, сильно недооценивают значение такого развивающего инструмента как сюжетно-ролевая игра. Мы редко правильно играем с детьми и мало читаем детям по-настоящему развивающей литературы. Тем не менее, никогда не поздно взяться за ум и трансформировать трудности в источник развития.
Какие средства воспитания помогут близким сохранить самообладание и пережить кризис? При каких условиях особенности дошкольного возраста превратятся в полноценные преимущества на следующем возрастном этапе? Обдумывая воспитание дошкольников, примите к сведению следующие советы родителям:
- Негативизм – это нормально! Ребенок обнаружил, что у него есть свои собственные желания. Чтобы в полной мере ощутить всю полноту самостоятельности, дошкольнику просто необходимо отказаться от всего «чужого». Поэтому маленький человечек отказывается подчиняться требованиям взрослых. Таковы особенности дошкольного возраста. Применяемые методы воспитания должны соответствовать перестраивающимся социальным взаимоотношениям.
- Ваш малыш вырос! Не читаем детям нотаций. Старайтесь использовать косвенные воздействия, увлекайте своим примером. Пусть дошкольник захочет делать что-либо не потому, что ему сказали, а из любопытства. Отвлекайте строптивца иллюзией выбора. Не спрашивайте, будет ли упрямец кушать. Лучше поинтересуйтесь, как он это сделает: ложкой или вилкой? Подобрав правильные методы воспитания, родители могут дать хороший импульс развитию самостоятельности.
- Больше гибкости! Учитесь предугадывать и сглаживать острые моменты, осложняющие воспитание дошкольников. Не старайтесь переупрямить свое чадо. Вместо того, чтобы подавлять волю малыша, позвольте ему изучить последствия своих действий. Этим вы решите сразу две задачи воспитания: сбережете свои нервы и научите чадо держать слово. Гибкими должны стать вы сами и ваши методы воспитания.
Особенности дошкольного возраста и задачи воспитания
Рано или поздно любой кризис заканчивается и начинается стабильная эпоха. Какие сюрпризы готовит малолетке дошкольный возраст? Дошкольник, еще вчера полностью захваченный игрушками и другими объектами материального мира, начинает внимательно присматриваться к окружающим людям и их отношениям. Особенности дошкольного возраста проявляются в активном формировании у дошкольника навыков и ценностей межличностного общения.
Ответственным родителям и другим субъектам, осуществляющим воспитание дошкольников, целесообразно ориентироваться на следующие задачи воспитания:
- Формирование социальных установок. Установки – это готовность действовать определенным образом в определенной ситуации. Методы воспитания воздействуют на моральное сознание, прививают ценности и нравственные нормы, которыми дошкольник будет руководствоваться в жизни. Для формирования у воспитанников адекватных представлений и твердых убеждений воспитателю полезно решить, какие произведения читать детям.
- Расширение репертуара ролей. Дети дошкольного возраста проявляют живой интерес к миру профессий и всевозможным «серьезным» занятиям. Они активно репетируют будущую взрослую жизнь, учатся примерять на себя разнообразные функции и обязанности. Сюжетно-ролевая игра приобретает ведущую роль в решении этой задачи воспитания.
- Приобретение новых моделей поведения. Для каждой семьи характерны определенные схемы реагирования и привычный образ мыслей. Дошкольный возраст – самое подходящее время для усвоения новых образцов. Они складываются, когда дети ходят в гости, осваиваются в новом коллективе, а так же когда мы читаем детям поучительные сказки и рассказы. Сюжетно-ролевая игра и здесь выручит креативного воспитателя.
- Закрепление полезных привычек. Эффективное воспитание дошкольников не останавливается на формировании нравственных идеалов. Дети дошкольного возраста мыслят практически, им необходимы конкретные навыки. Педагоги и психологи не устают повторять элементарные советы родителям: демонстрируйте положительный пример и всячески подкрепляйте правильные действия малыша.
Для наиболее полной реализации описанных задач воспитания рекомендуется использовать все известные науке методы воспитания:
- методы убеждения (рассказ, беседа, разъяснение, внушение, личный пример и то, что мы читаем детям);
- организация деятельности (упражнение, создание воспитывающей ситуации, общественное мнение, требование и поручения, сюжетно-ролевая игра);
- стимулирование желательного поведения (поощрение, соревнование, наказание, игровые методы);
- контроль и оценка (наблюдение, опрос, тестирование, анализ рисунков).
Сюжетно-ролевая игра и игровые методы воспитания
Воспитание дошкольников реализуется при помощи разнообразных педагогических ресурсов. Как уже отмечалось выше, проектируя методы воспитания, весьма полезно проанализировать, что мы – мамы, папы, дедушки, бабушки и воспитатели - читаем детям. Но прежде, чем разбираться, что читать детям, выясним, что представляет собой такой вид деятельности дошкольника, как сюжетно-ролевая игра. Дети дошкольного возраста играют в дочки-матери, школу, больницу, магазин и парикмахерскую.
Дошкольник не просто развлекается, через игру он реализуют себя, пробует различные виды деятельности, обнаруживает свои способности. Учитывая типичные психологические особенности дошкольного возраста, необходимо помнить об уникальности каждой личности. Грамотный воспитатель, будь то родитель или педагог дошкольного учреждения, умеет творчески подбирать индивидуальные средства воспитания, опираясь на интересы детей, тип темперамента и характер.
Как сюжетно-ролевая игра помогает решать задачи воспитания? Сюжет игры определяет те ценности и установки, которые приобретет дошкольник. В процессе игры малыш учится договариваться, делиться, принимать и распределять ответственность. Принимая участие в детских играх, родители и воспитатели могут ненавязчиво подсказывать детям варианты развития событий, незаметно подталкивать к нужным выводам и решениям.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра выполняет диагностическую, организующую, стимулирующую и корректирующие функции. Рассмотрим наиболее существенные советы родителям относительно использования потенциала игры как средства воспитания:
- не берите на себя роль ведущего, стремитесь стать равноправным участником детских игр – детям тоже нужно тренировать лидерские качества;
- анализируйте роли, которые чаще всего достаются малышу - скорее всего, он будет так вести себя в реальной взрослой жизни;
- задавайте вопросы, уточняйте правила игры и функции игроков – это поможет вам понять образ мыслей дошкольника;
- учите детей анализировать условия и выбирать эффективный способ действия – чаще всего малыши бездумно воспроизводят знакомые стратегии отношений по принципу подражания.
Помимо всего перечисленного, сюжетно-ролевая игра поможет воспитателю запланировать, что в ближайшее время необходимо читать детям. Ведь в процессе игры проявляются переживания и те проблемы, которые волнуют дошкольника. Это могут быть обиды, важные вопросы или способы действий в трудной ситуации.
Воспитание дошкольников: что читать детям?
Еще раз подчеркнем, что ответ на вопрос: «Что читать детям?» имеет непосредственное отношение к выбору действенного средства воспитания. В то время как сюжетно-ролевая игра дает чаду богатый практический опыт, чтение развивает аналитические способности и образное мышление. Чтобы оценить развивающий потенциал того или иного литературного произведения, недостаточно знать только особенности дошкольного возраста.
Хорошие дети вырастают на хороших книгах. Прежде, чем читать детям, внимательно ознакомьтесь с содержанием рассказа или стихотворения. Подумайте, для чего был написан этот текст, какая идея лежит в его основе, какую мысль он выражает, какие ценности пропагандирует. Поверьте, большое количество современной детской литературы обладает весьма сомнительным качеством. Не стоит возлагать большие надежды на воспитание дошкольников, выбирая яркие, но бессмысленные издания.
Какие требования предъявляются к книгам, которые не только можно, но и нужно читать детям? Дошкольнику должен быть однозначно понятен смысл прочитанного. Такие традиционные детские произведения как «Курочка ряба», «Репка» и «Колобок» содержат невразумительные, а иногда и просто вредные идеи. А «Красная шапочка» и вовсе – мечта психотерапевта. Такая смесь комплексов, двойных смыслов и психиатрических диагнозов – совсем не то, что нужно дошкольнику.
Мы совсем не случайно указали в названии статьи именно сказочные средства воспитания. Сказка при помощи привлекательных выразительных средств вызывает положительный эмоциональный отклик маленьких фантазеров. Облекая слова в сказочную форму, можно без особого труда внушать карапузу требуемые убеждения. Психологи сочиняют для малышей и взрослых особые сказки, которые лечат страхи, формируют позитивный настрой, учат бороться с проблемами.
Советы родителям, подбирающим детскую литературу, которая будет способствовать решению задачи воспитания:
- читать самим и как можно больше читать детям;
- выбирать добрые сказки, которые формируют реалистичное представление о мире и учат принимать обоснованное решение;
- интересоваться мнением дошкольника, выяснять, что он понял, поощрять оценочные высказывания;
- сочинять сказки вместе с крохой, вкладывая в них нужные смыслы и установки.
И в заключении: Уважаемые родители и воспитатели! Старайтесь читать юным воспитанникам только полезные книги. А грамотно организованная сюжетно-ролевая игра пусть станет вашим верным помощником в ответственном деле воспитания дошкольников!