- 10-июн-2017, 17:03
Почему мы боимся мистики: страх перед мистическими явлениями Ч.1
Многие обыватели полагают, что страх перед Божьей карой или боязнь привидений – явления, присущие предкам из темного средневековья. Мол, современникам, которые живут в эру высоких технологий, покоряют просторы Вселенной, выращивают стволовые клетки, страхи перед мистикой чужды. Однако такая позиция абсолютно не верна.
Несмотря на то, что наука уже предоставила веские аргументы о причинах и следствиях глобальных природных событий, ученым еще не удалось разработать вакцину, спасающую человека от страхов и тревог. Сегодня довольная многочисленная группа людей продолжает верить в силу Высшего разума и проповедует религиозные доктрины. При этом многие из них испытывают неконтролируемый и алогичный страх перед мистическими явлениями, панически боятся сатаны и демонов, колдунов и ведьм, привидений и оборотней.
Почему человек боится мистики: причины страха
Следует отметить, что в последние десятилетия наблюдается рост тревожно-фобических расстройств, связанных с мистической тематикой. Почему современный человек, подкованный научными данными и отважно сражающийся в виртуальном мире с зомби, боится мистики и религии? Ответ на этот вопрос банален. Молниеносное развитие науки и техники, обилие разноплановых сведений и учений, наличие многочисленных технических устройств привело к значительному увеличению требований к человеку. Реалии нашего времени требуют от обывателя глубоких знаний, отточенных навыков, высокой активности. В результате психика человека ежедневно подвергается колоссальным перегрузкам, при этом времени для восстановления ресурсов нервная система не имеет. Соответственно, слабость и ущербность высшей нервной деятельности порождает множество анормальных психотических реакций, среди которых «любимец» психики – иррациональный навязчивый страх.
Почему объектом страха становятся именно фантастические существа и мистические явления? Такую закономерность тоже можно объяснить. Человек, не сумев адаптироваться к запросам реальности, не имея знаний и навыков, как восстановить до нормы свое психоэмоциональное состояние, «впадает в крайности». В качестве спасительной соломки он избирает простейший путь – «переселение» из реального сурового света в нереальный, фантазийный мир, где нет строгих требований. Фанатичное увлечение религией, проповедование каких-то сверхценных идей, умиление перед божествами, почитание Высшего разума выступает своего рода способом для снятия личной ответственности за собственную судьбу. Ведь вера в существование сверхъестественного мира позволяет человеку объяснить все его ошибки и промахи, объясняя неустроенную жизнь и дефекты характера воздействием высших сил, предопределением кармы, происками дьявола и прочей ахинеей.
Именно поэтому фанаты оккультизма и религии, сектанты и иные слепо верующие люди вполне обоснованно обретают гипертрофированный страх перед мистическими явлениями. В таком мировоззрении человека все располагает к зарождению фобий: туманность и непонятность, ритуальность и жертвенность, а, главное, невозможность привести точные научные доказательства в отсутствии того же Бога, или Сатаны.
Стоит подчеркнуть, что боязнь мистических явлений, страх перед божествами или фантастическими существами, возникает у людей, имеющих специфический личностный портрет. В первую очередь, боязнь мистических явлений, присуща незрелым личностям, у которых отсутствуют четкие жизненные принципы, не имеются точные ориентиры и не достаточно прочно понимание моральных ценностей. Такие люди не знают, для чего они живут, в каком направлении движутся, какой цели планируют добиться.
Еще одна черта, присущая персонам, боящимся мистики – зависимый стиль поведения. Такие особы привыкли перекладывать ответственность за свою судьбу на других, они нерешительные и неинициативные. Они легко внушаемые и не имеют собственной точки зрения на происходящее, копирую взгляды других людей.
Характерные качества людей, страдающих патологическим страхом перед Божьей карой – впечатлительность, мнительность, высокий уровень тревожности. Любое стечение обстоятельств они воспринимают, как деяние, задуманное свыше. Они болезненно реагируют на любые перемены в привычном ритме жизни.
Многие особы, панически боящиеся мистики, отличаются крайне низкой самооценкой и отрицают наличие у себя каких-то талантов. Они считают себя никчемными, неспособными, недостойными уважения существами. Полагают, что их удел – мужественно влачить отвратительное земное существование, поскольку они убеждены, что никаких позитивных моментов в их жизни не будет.
Следует отметить, что очень часто страх перед мистическими явлениями и фантастическими существами присущ людям с гипертрофированной ленью. Это те персоны, которые не желают самосовершенствоваться и развиваться. Они не хотят прикладывать каких-то усилий для улучшения качества жизни. И вместо объективной оценки своего плачевного существования, возникшего из-за обычной лени, они перекладывают вину за отсутствие благ на злые умыслы потусторонних сил.
Еще одна черта, присущая людям с патологическим страхом мистики – склонность фиксировать внимание на собственных ощущениях и «застревать» в философских размышлениях. Такие люди не привыкли относиться к явлениям легко и просто: они все явно преувеличивают, малейшие трудности возводят до гигантских масштабов.
При этом в их мышлении превалирующее значение имеют негативные раздумья, и у них крайне редко возникают позитивные мысли. Они видят происходящее в мрачных унылых тонах, не умеют радоваться жизни, не ценят то, чем обладают. Можно утверждать, что люди, испытывающие страх перед мистикой – пессимисты, навечно погрязшие в черной хандре и не позволяющие сами себе быть счастливым.
Страх ада – гадефобия
Распространенная «мистическая» фобия – патологический страх оказаться после земной кончины в адском пекле. Развитие этого расстройства базируется на укоренившейся вере в существование загробного мира и жизни после смерти физического тела. Гадефобия тесно связана с патологическим страхом смерти, однако она ориентирована немного дальше – в ожидаемое будущее после физической кончины.
Человек, страдающий этим расстройством, искренне верит, что после прекращения земного существования его ожидает Страшный Суд. При этом он убежден в однозначности решения, которое будет принято этим высшим «органом»: он непременно попадет в ад. Мышление больного человека охвачено навязчивой идеей, что после смерти его душу ожидают мучения и страдания в громадной огненной геенне.
Страх ада основан на незнании человека, что же на самом деле происходит с душой после окончания земной жизни. При этом у субъекта при гадефобии на подсознательном уровне присутствуют убеждения о своей греховности. Он может стыдиться каких-то своих непристойных поступков, испытывать угрызения совести за то, что кого-то сильно обидел или разочаровал.
При этом многие персоны, испытывающие страх оказаться в аду, часто являются заносчивыми особами, которые не решаются вслух извиниться и попросить прощения. Для них признаться перед окружающими в своей неправоте – немыслимый поступок. Поэтому чувство вины они «загоняют» в глубины психики, однако на подсознательном уровне они сами «добиваются» наказания и хотят получить прощение.
У некоторых больных гадефобией понятие ада не только подразумевает геенну огненную, где правит сатана. Дьявольским пеклом они считают и жизнь на Земле, а именно те территории земного шара, которые пострадали от стихийных бедствий. Природные катаклизмы, в их понимании – не что иное, как наказание человечеству за его грехи.
Приверженцы веры в адское пекло в итоге утрачивают связь с реальным миром. Они постоянно находятся в нервном напряжении, опасаясь совершить какой-либо неблаговидный поступок, за которое они могут быть «сосланы» в ад. Довольно часто они занимаются самобичеванием, избирая для себя суровые наказания и вводя строжайшие запреты, дабы избежать «путевки» в ад.
Может наблюдаться и полностью противоположное явление, поскольку у многих больных гадефобией довольно искаженное понимание смысла добродетели. Нередко такие люди становятся психопатами, «призвание» которых – очистить этот мир от грехов, поскольку они считают себя идеальными, а в своих злодеяниях винят других людей.
Страх перед дьяволом и демонами – демонофобия
Большинство современников – отважные и продвинутые люди. Одни с азартом храбро сражаются с виртуальными демонами на площадке. Другие ради прикола вызывают дьявола, устраивая замысловатый шабаш. Третьи, экономя свое время, срезают путь домой, устраивая прогулку в темное время по кладбищу.
Однако есть и такие особы, которые, будучи в здравом рассудке, шарахаются от одного упоминания о дьяволе. Для них немыслимо смотреть рекламные ролики фильмов ужаса, где правит бал сатана. И даже при ярком солнечном свете им мерещатся злые и коварные демоны. Люди, страдающие демонофобией, осознают анормальность и беспричинность своих страхов, однако победить свою навязчивую тревогу они не могут.
Причин для формирования демонофобии существует немало. В первую очередь, это сильный испуг, пережитый в детском возрасте. Красноречивые сказки заботливых родителей, в сюжете которых почетное место отведено злодеяниям дьявола. Душераздирающие фильмы, в которых демоны сгубили не одну человеческую душу. И совпавший по времени с просмотром или прослушиванием интенсивный внешний раздражитель. Таким сигналом к тревоге может быть все что угодно. И болевой синдром, исходящий от внезапно воспалившегося зуба. И резкий звук от закрывшегося от сквозняка окна. В итоге мозг усваивает условную связь: пугающее зрелище начинает ассоциироваться с болью или психологическим дискомфортом. Результатом такой цепочки становится патологический страх, направленный на дьявола и демонов.
Очень часто демонофобия манифестирует после какой-то личной трагедии человека. Сильным психотравмирующим фактором является внезапная кончина близкого родственника, который погиб при странных обстоятельствах, умер от резко протекающей болезни, стал случайною жертвою в чьих-то разборках. Часто человек не в состоянии найти причину случившейся драмы, не в силах установить подлинного виновника, не имеет моральной возможности принять трагедию, как факт.
Как выход из тупика, израненная душа человека списывает несчастье на умышленное деяние дьявола или шалости демонов. Сильная душевная боль зарождает иррациональный страх: субъект начинает панически бояться потерять еще одного близкого человека. Таким образом, навязчивая боязнь дьявола сформирована.
Боязнь фантастических существ – фазмофобия
Помимо иррациональной боязни дьявола и демонов, существует и еще одно не менее распространенное расстройство. При фазмофобии объектом алогичного и неуправляемого страха становится «полк» фантастических существ. В рядах нечистой братии – различные персонажи: привидения, призраки, домовые, лешие, русалки, черти.
Несмотря на то, что человек, страдающий фазмофобией, как и иные здравомыслящие люди, никогда в реальности не вступал в контакт с представителями нечистой силы, он искренне верит в существовании сатанинской армии. Конечно, чрезмерно пьющие персоны, допившиеся в прямом смысле слова «до чертиков» не в счет. Галлюцинации на почве алкоголизма или при наркотическом «кайфе» – явления закономерные.
В случае с фазмофобией, фантастических существ панически боятся абсолютно нормальные, с точки зрения медицины, люди. Причем многие из них имеют отменный уровень образования, прекрасную эрудицию, научные звания, занимают престижные должности и трудятся на высокооплачиваемых местах. Они, не понимая причины своего страха, осознавая абсурдность этого явления, просто очень сильно боятся всех этих фантастических тварей.
Причиной фазмофобии выступает сочетание предрасположенности к психотическим реакциям, неверная интерпретация событий из личной истории, фиксация на негативных переживаниях и присутствующий личностный портрет, в которой доминантами являются мнительность и впечатлительность.
Невзирая на человеческие достижения и регалии, фазмофобия держит сознание больного в крепких объятиях. Неуправляемый навязчивый страх вынуждает человека быть в постоянной «боевой готовности» в ожидании встречи с призраками и привидениями. Больные фазмофобией очень плохо спят, поскольку ночное время суток для них представляет максимальную опасность. Отвратительное качество сна из-за ночных кошмаров, и непосредственно нехватка тех самых часов для полноценного отдыха является причиной дневной сонливости и разбитости человека. Соответственно, отсутствие энергии и бодрости приводит к тому, что особа не может в полном объеме выполнять свои обязанности. К тому же из-за перегрузки нервной системы субъект не может сосредоточенно выполнять работу и допускает множество ошибок.
Следствием фазмофобии выступает появление у человека проблем в разных сферах жизни. Кроме спада производительности труда, у индивидуума ухудшаются личные и приятельские отношения. Его постоянная нервозность, раздражительность, агрессивность и вечная сосредоточенность на раздумьях о демонах и дьяволе мешает полноценному общению в обществе и попросту отталкивает от него других людей.
Боязнь мифов, сказок, легенд – мифофобия
Испокон веков из поколения в поколение передавались повествования о мифологических персонажах. Из уст бабушек и дедушек их любимцы – внуки черпают знания о верованиях наших предков. Мифы, сказки, легенды окружают ребенка с первых дней его жизни. Из таких источников устного творчества малыш черпает сведения о добре и зле. Причем если в старых сказках, как правило, победу получают силы добра, то в современных интерпретациях историй часто победителями становятся мифологические злодеи.
Если раньше писатели вселяли в читателей надежду, что даже в самых жутких, жестоких и запутанных историях все равно будет хэппиэнд, то современные авторы руководствуются в большинстве не нормами морали, а жаждой успеха, и, соответственно, коммерческой выгодой. Совсем недавно Красная Шапочка (не берем во внимание довольно странный приказ матери – отправить девочку саму в темный лес), повстречав Серого Волка, была спасена. Сегодня Фредди Крюгер не только неуязвим и непобедим, он еще и возвращается. Поэтому нынешнее поколение детей с ранних лет теряет надежду на финальное торжество добра над злом, уже с пеленок погрузившись в атмосферу неминуемой печальной участи любого живого существа.
В итоге психика, руководствуясь негативной жизненной установкой человека, всеми силами старается разыскать «спасителя» судьбы. И таким предохраняющим механизмом выступает неуправляемый и неконтролируемый страх перед сказаниями, поскольку именно в их сюжете скрыт «источник зла».
Казалось бы, мифофобия – вещь не практическая и не актуальная для взрослых людей. Однако боязнь сказок, мифов, легенд вынуждает зрелую солидную персону постоянно размышлять о своих переживаниях. Человек с мифофобией вновь и вновь возвращается к мысленному просмотру и прочтению историй, связанных с его страхом. В итоге субъект отдаляется от реального мира: он утрачивает возможность адекватно реагировать на требования действительности, теряет интерес к жизни, перестает радоваться позитивным событиям.
Боязнь ведьм и колдунов – виккафобия
Виккафобию можно с уверенностью назвать культурным наследиям, почерпнутым от наших предков, которых в средневековье окружали «ведьмы и колдуны». Изначально звание «ведьма» присуждалось тем людям, которые «ведали». То есть тем, которые знали больше, чем их «стандартные» современники, и могли оказать необходимую помощь нуждающимся. С расцветом эпохи инквизиции это понятие было полностью исковеркано, и началась настоящая «охота» на ведьм, магов и колдунов. В итоге обыватели впитали, как губка, мысль о том, что от знахарей и чародеев можно ожидать только зла.
Большинство наших современников логически понимают, что порчи, заговоры, сглаз «работают» лишь в том случае, когда человек сам в это верит. Однако есть и особы, которые, пользуясь всеми техническими и научными благами, панически боятся ведьм и колдунов, а вернее страшатся тех, кто таковыми себя называет.
Иррациональный страх перед знахарями и магами базируется на чувстве собственной беспомощности, которое характерно для нерешительных и неуверенных в себе персон. Такие субъекты, отрицающие свой потенциал, искренне боятся, что не смогут оказать противодействие злым умыслам других людей. Они убеждены, что если ненароком обидят ведьму, она нашлет на них порчу, итогом которой станет неизлечимая болезнь и смертельный исход.
Откуда берется такая уверенность во всемогуществе тех, которые именуют себя чародеями и колдунами? В наше просвещенное тысячелетие ради коммерческой выгоды расплодилось множество таких магов, которые разыскивают психологически слабых личностей и успешно ими манипулируют. К тому же о сверхъестественных способностях экстрасенсов и колдунов пишут газеты, снимаются фильмы, создаются по составленному сценарию телепередачи. В итоге под воздействием средств массовой информации (которые можно также назвать способами массового давления) создается удобная иллюзия, позволяющая затмить все реальные проблемы действительности. Суть такой установки сводится к следующему: все происходящее задумано свыше, а помочь решить проблему и застраховать от неминуемой участи могут разрекламированные ведьмы и колдуны. Поэтому виккафобия – прямой результат сочетания факторов: комплексов неполноценности человека, настойчивого воздействия средств массового зомбирования, успешного способа отвлечения граждан от насущных проблем государства плюс развитие выгодного для отдельного круга лиц бизнеса.
Интересен и процесс формирования виккафобии. В стартовой фазе расстройство проявляется сильной неприязнью человека к всевозможным колдунам и ведьмам. Вначале персона может убеждать окружающих (а, как оказывается на практике – уговаривать самого себя) в том, что он не верит в сверхъестественные возможности экстрасенсов и магов. Однако со временем патологический страх начинает брать верх над разумом: больной виккафобией начинается ощущать сильный ужас не только при контактах с представителями колдовской братии, но и при упоминании о таких особах.
В завершении
В этой статье мы рассмотрели не все фобии, так или иначе связанные с мистикой. О том, чего же еще боятся наши современники из религиозной и мистической сферы, читайте в следующей публикации.
Несмотря на то, что наука уже предоставила веские аргументы о причинах и следствиях глобальных природных событий, ученым еще не удалось разработать вакцину, спасающую человека от страхов и тревог. Сегодня довольная многочисленная группа людей продолжает верить в силу Высшего разума и проповедует религиозные доктрины. При этом многие из них испытывают неконтролируемый и алогичный страх перед мистическими явлениями, панически боятся сатаны и демонов, колдунов и ведьм, привидений и оборотней.
Почему человек боится мистики: причины страха
Следует отметить, что в последние десятилетия наблюдается рост тревожно-фобических расстройств, связанных с мистической тематикой. Почему современный человек, подкованный научными данными и отважно сражающийся в виртуальном мире с зомби, боится мистики и религии? Ответ на этот вопрос банален. Молниеносное развитие науки и техники, обилие разноплановых сведений и учений, наличие многочисленных технических устройств привело к значительному увеличению требований к человеку. Реалии нашего времени требуют от обывателя глубоких знаний, отточенных навыков, высокой активности. В результате психика человека ежедневно подвергается колоссальным перегрузкам, при этом времени для восстановления ресурсов нервная система не имеет. Соответственно, слабость и ущербность высшей нервной деятельности порождает множество анормальных психотических реакций, среди которых «любимец» психики – иррациональный навязчивый страх.
Почему объектом страха становятся именно фантастические существа и мистические явления? Такую закономерность тоже можно объяснить. Человек, не сумев адаптироваться к запросам реальности, не имея знаний и навыков, как восстановить до нормы свое психоэмоциональное состояние, «впадает в крайности». В качестве спасительной соломки он избирает простейший путь – «переселение» из реального сурового света в нереальный, фантазийный мир, где нет строгих требований. Фанатичное увлечение религией, проповедование каких-то сверхценных идей, умиление перед божествами, почитание Высшего разума выступает своего рода способом для снятия личной ответственности за собственную судьбу. Ведь вера в существование сверхъестественного мира позволяет человеку объяснить все его ошибки и промахи, объясняя неустроенную жизнь и дефекты характера воздействием высших сил, предопределением кармы, происками дьявола и прочей ахинеей.
Именно поэтому фанаты оккультизма и религии, сектанты и иные слепо верующие люди вполне обоснованно обретают гипертрофированный страх перед мистическими явлениями. В таком мировоззрении человека все располагает к зарождению фобий: туманность и непонятность, ритуальность и жертвенность, а, главное, невозможность привести точные научные доказательства в отсутствии того же Бога, или Сатаны.
Стоит подчеркнуть, что боязнь мистических явлений, страх перед божествами или фантастическими существами, возникает у людей, имеющих специфический личностный портрет. В первую очередь, боязнь мистических явлений, присуща незрелым личностям, у которых отсутствуют четкие жизненные принципы, не имеются точные ориентиры и не достаточно прочно понимание моральных ценностей. Такие люди не знают, для чего они живут, в каком направлении движутся, какой цели планируют добиться.
Еще одна черта, присущая персонам, боящимся мистики – зависимый стиль поведения. Такие особы привыкли перекладывать ответственность за свою судьбу на других, они нерешительные и неинициативные. Они легко внушаемые и не имеют собственной точки зрения на происходящее, копирую взгляды других людей.
Характерные качества людей, страдающих патологическим страхом перед Божьей карой – впечатлительность, мнительность, высокий уровень тревожности. Любое стечение обстоятельств они воспринимают, как деяние, задуманное свыше. Они болезненно реагируют на любые перемены в привычном ритме жизни.
Многие особы, панически боящиеся мистики, отличаются крайне низкой самооценкой и отрицают наличие у себя каких-то талантов. Они считают себя никчемными, неспособными, недостойными уважения существами. Полагают, что их удел – мужественно влачить отвратительное земное существование, поскольку они убеждены, что никаких позитивных моментов в их жизни не будет.
Следует отметить, что очень часто страх перед мистическими явлениями и фантастическими существами присущ людям с гипертрофированной ленью. Это те персоны, которые не желают самосовершенствоваться и развиваться. Они не хотят прикладывать каких-то усилий для улучшения качества жизни. И вместо объективной оценки своего плачевного существования, возникшего из-за обычной лени, они перекладывают вину за отсутствие благ на злые умыслы потусторонних сил.
Еще одна черта, присущая людям с патологическим страхом мистики – склонность фиксировать внимание на собственных ощущениях и «застревать» в философских размышлениях. Такие люди не привыкли относиться к явлениям легко и просто: они все явно преувеличивают, малейшие трудности возводят до гигантских масштабов.
При этом в их мышлении превалирующее значение имеют негативные раздумья, и у них крайне редко возникают позитивные мысли. Они видят происходящее в мрачных унылых тонах, не умеют радоваться жизни, не ценят то, чем обладают. Можно утверждать, что люди, испытывающие страх перед мистикой – пессимисты, навечно погрязшие в черной хандре и не позволяющие сами себе быть счастливым.
Страх ада – гадефобия
Распространенная «мистическая» фобия – патологический страх оказаться после земной кончины в адском пекле. Развитие этого расстройства базируется на укоренившейся вере в существование загробного мира и жизни после смерти физического тела. Гадефобия тесно связана с патологическим страхом смерти, однако она ориентирована немного дальше – в ожидаемое будущее после физической кончины.
Человек, страдающий этим расстройством, искренне верит, что после прекращения земного существования его ожидает Страшный Суд. При этом он убежден в однозначности решения, которое будет принято этим высшим «органом»: он непременно попадет в ад. Мышление больного человека охвачено навязчивой идеей, что после смерти его душу ожидают мучения и страдания в громадной огненной геенне.
Страх ада основан на незнании человека, что же на самом деле происходит с душой после окончания земной жизни. При этом у субъекта при гадефобии на подсознательном уровне присутствуют убеждения о своей греховности. Он может стыдиться каких-то своих непристойных поступков, испытывать угрызения совести за то, что кого-то сильно обидел или разочаровал.
При этом многие персоны, испытывающие страх оказаться в аду, часто являются заносчивыми особами, которые не решаются вслух извиниться и попросить прощения. Для них признаться перед окружающими в своей неправоте – немыслимый поступок. Поэтому чувство вины они «загоняют» в глубины психики, однако на подсознательном уровне они сами «добиваются» наказания и хотят получить прощение.
У некоторых больных гадефобией понятие ада не только подразумевает геенну огненную, где правит сатана. Дьявольским пеклом они считают и жизнь на Земле, а именно те территории земного шара, которые пострадали от стихийных бедствий. Природные катаклизмы, в их понимании – не что иное, как наказание человечеству за его грехи.
Приверженцы веры в адское пекло в итоге утрачивают связь с реальным миром. Они постоянно находятся в нервном напряжении, опасаясь совершить какой-либо неблаговидный поступок, за которое они могут быть «сосланы» в ад. Довольно часто они занимаются самобичеванием, избирая для себя суровые наказания и вводя строжайшие запреты, дабы избежать «путевки» в ад.
Может наблюдаться и полностью противоположное явление, поскольку у многих больных гадефобией довольно искаженное понимание смысла добродетели. Нередко такие люди становятся психопатами, «призвание» которых – очистить этот мир от грехов, поскольку они считают себя идеальными, а в своих злодеяниях винят других людей.
Страх перед дьяволом и демонами – демонофобия
Большинство современников – отважные и продвинутые люди. Одни с азартом храбро сражаются с виртуальными демонами на площадке. Другие ради прикола вызывают дьявола, устраивая замысловатый шабаш. Третьи, экономя свое время, срезают путь домой, устраивая прогулку в темное время по кладбищу.
Однако есть и такие особы, которые, будучи в здравом рассудке, шарахаются от одного упоминания о дьяволе. Для них немыслимо смотреть рекламные ролики фильмов ужаса, где правит бал сатана. И даже при ярком солнечном свете им мерещатся злые и коварные демоны. Люди, страдающие демонофобией, осознают анормальность и беспричинность своих страхов, однако победить свою навязчивую тревогу они не могут.
Причин для формирования демонофобии существует немало. В первую очередь, это сильный испуг, пережитый в детском возрасте. Красноречивые сказки заботливых родителей, в сюжете которых почетное место отведено злодеяниям дьявола. Душераздирающие фильмы, в которых демоны сгубили не одну человеческую душу. И совпавший по времени с просмотром или прослушиванием интенсивный внешний раздражитель. Таким сигналом к тревоге может быть все что угодно. И болевой синдром, исходящий от внезапно воспалившегося зуба. И резкий звук от закрывшегося от сквозняка окна. В итоге мозг усваивает условную связь: пугающее зрелище начинает ассоциироваться с болью или психологическим дискомфортом. Результатом такой цепочки становится патологический страх, направленный на дьявола и демонов.
Очень часто демонофобия манифестирует после какой-то личной трагедии человека. Сильным психотравмирующим фактором является внезапная кончина близкого родственника, который погиб при странных обстоятельствах, умер от резко протекающей болезни, стал случайною жертвою в чьих-то разборках. Часто человек не в состоянии найти причину случившейся драмы, не в силах установить подлинного виновника, не имеет моральной возможности принять трагедию, как факт.
Как выход из тупика, израненная душа человека списывает несчастье на умышленное деяние дьявола или шалости демонов. Сильная душевная боль зарождает иррациональный страх: субъект начинает панически бояться потерять еще одного близкого человека. Таким образом, навязчивая боязнь дьявола сформирована.
Боязнь фантастических существ – фазмофобия
Помимо иррациональной боязни дьявола и демонов, существует и еще одно не менее распространенное расстройство. При фазмофобии объектом алогичного и неуправляемого страха становится «полк» фантастических существ. В рядах нечистой братии – различные персонажи: привидения, призраки, домовые, лешие, русалки, черти.
Несмотря на то, что человек, страдающий фазмофобией, как и иные здравомыслящие люди, никогда в реальности не вступал в контакт с представителями нечистой силы, он искренне верит в существовании сатанинской армии. Конечно, чрезмерно пьющие персоны, допившиеся в прямом смысле слова «до чертиков» не в счет. Галлюцинации на почве алкоголизма или при наркотическом «кайфе» – явления закономерные.
В случае с фазмофобией, фантастических существ панически боятся абсолютно нормальные, с точки зрения медицины, люди. Причем многие из них имеют отменный уровень образования, прекрасную эрудицию, научные звания, занимают престижные должности и трудятся на высокооплачиваемых местах. Они, не понимая причины своего страха, осознавая абсурдность этого явления, просто очень сильно боятся всех этих фантастических тварей.
Причиной фазмофобии выступает сочетание предрасположенности к психотическим реакциям, неверная интерпретация событий из личной истории, фиксация на негативных переживаниях и присутствующий личностный портрет, в которой доминантами являются мнительность и впечатлительность.
Невзирая на человеческие достижения и регалии, фазмофобия держит сознание больного в крепких объятиях. Неуправляемый навязчивый страх вынуждает человека быть в постоянной «боевой готовности» в ожидании встречи с призраками и привидениями. Больные фазмофобией очень плохо спят, поскольку ночное время суток для них представляет максимальную опасность. Отвратительное качество сна из-за ночных кошмаров, и непосредственно нехватка тех самых часов для полноценного отдыха является причиной дневной сонливости и разбитости человека. Соответственно, отсутствие энергии и бодрости приводит к тому, что особа не может в полном объеме выполнять свои обязанности. К тому же из-за перегрузки нервной системы субъект не может сосредоточенно выполнять работу и допускает множество ошибок.
Следствием фазмофобии выступает появление у человека проблем в разных сферах жизни. Кроме спада производительности труда, у индивидуума ухудшаются личные и приятельские отношения. Его постоянная нервозность, раздражительность, агрессивность и вечная сосредоточенность на раздумьях о демонах и дьяволе мешает полноценному общению в обществе и попросту отталкивает от него других людей.
Боязнь мифов, сказок, легенд – мифофобия
Испокон веков из поколения в поколение передавались повествования о мифологических персонажах. Из уст бабушек и дедушек их любимцы – внуки черпают знания о верованиях наших предков. Мифы, сказки, легенды окружают ребенка с первых дней его жизни. Из таких источников устного творчества малыш черпает сведения о добре и зле. Причем если в старых сказках, как правило, победу получают силы добра, то в современных интерпретациях историй часто победителями становятся мифологические злодеи.
Если раньше писатели вселяли в читателей надежду, что даже в самых жутких, жестоких и запутанных историях все равно будет хэппиэнд, то современные авторы руководствуются в большинстве не нормами морали, а жаждой успеха, и, соответственно, коммерческой выгодой. Совсем недавно Красная Шапочка (не берем во внимание довольно странный приказ матери – отправить девочку саму в темный лес), повстречав Серого Волка, была спасена. Сегодня Фредди Крюгер не только неуязвим и непобедим, он еще и возвращается. Поэтому нынешнее поколение детей с ранних лет теряет надежду на финальное торжество добра над злом, уже с пеленок погрузившись в атмосферу неминуемой печальной участи любого живого существа.
В итоге психика, руководствуясь негативной жизненной установкой человека, всеми силами старается разыскать «спасителя» судьбы. И таким предохраняющим механизмом выступает неуправляемый и неконтролируемый страх перед сказаниями, поскольку именно в их сюжете скрыт «источник зла».
Казалось бы, мифофобия – вещь не практическая и не актуальная для взрослых людей. Однако боязнь сказок, мифов, легенд вынуждает зрелую солидную персону постоянно размышлять о своих переживаниях. Человек с мифофобией вновь и вновь возвращается к мысленному просмотру и прочтению историй, связанных с его страхом. В итоге субъект отдаляется от реального мира: он утрачивает возможность адекватно реагировать на требования действительности, теряет интерес к жизни, перестает радоваться позитивным событиям.
Боязнь ведьм и колдунов – виккафобия
Виккафобию можно с уверенностью назвать культурным наследиям, почерпнутым от наших предков, которых в средневековье окружали «ведьмы и колдуны». Изначально звание «ведьма» присуждалось тем людям, которые «ведали». То есть тем, которые знали больше, чем их «стандартные» современники, и могли оказать необходимую помощь нуждающимся. С расцветом эпохи инквизиции это понятие было полностью исковеркано, и началась настоящая «охота» на ведьм, магов и колдунов. В итоге обыватели впитали, как губка, мысль о том, что от знахарей и чародеев можно ожидать только зла.
Большинство наших современников логически понимают, что порчи, заговоры, сглаз «работают» лишь в том случае, когда человек сам в это верит. Однако есть и особы, которые, пользуясь всеми техническими и научными благами, панически боятся ведьм и колдунов, а вернее страшатся тех, кто таковыми себя называет.
Иррациональный страх перед знахарями и магами базируется на чувстве собственной беспомощности, которое характерно для нерешительных и неуверенных в себе персон. Такие субъекты, отрицающие свой потенциал, искренне боятся, что не смогут оказать противодействие злым умыслам других людей. Они убеждены, что если ненароком обидят ведьму, она нашлет на них порчу, итогом которой станет неизлечимая болезнь и смертельный исход.
Откуда берется такая уверенность во всемогуществе тех, которые именуют себя чародеями и колдунами? В наше просвещенное тысячелетие ради коммерческой выгоды расплодилось множество таких магов, которые разыскивают психологически слабых личностей и успешно ими манипулируют. К тому же о сверхъестественных способностях экстрасенсов и колдунов пишут газеты, снимаются фильмы, создаются по составленному сценарию телепередачи. В итоге под воздействием средств массовой информации (которые можно также назвать способами массового давления) создается удобная иллюзия, позволяющая затмить все реальные проблемы действительности. Суть такой установки сводится к следующему: все происходящее задумано свыше, а помочь решить проблему и застраховать от неминуемой участи могут разрекламированные ведьмы и колдуны. Поэтому виккафобия – прямой результат сочетания факторов: комплексов неполноценности человека, настойчивого воздействия средств массового зомбирования, успешного способа отвлечения граждан от насущных проблем государства плюс развитие выгодного для отдельного круга лиц бизнеса.
Интересен и процесс формирования виккафобии. В стартовой фазе расстройство проявляется сильной неприязнью человека к всевозможным колдунам и ведьмам. Вначале персона может убеждать окружающих (а, как оказывается на практике – уговаривать самого себя) в том, что он не верит в сверхъестественные возможности экстрасенсов и магов. Однако со временем патологический страх начинает брать верх над разумом: больной виккафобией начинается ощущать сильный ужас не только при контактах с представителями колдовской братии, но и при упоминании о таких особах.
В завершении
В этой статье мы рассмотрели не все фобии, так или иначе связанные с мистикой. О том, чего же еще боятся наши современники из религиозной и мистической сферы, читайте в следующей публикации.