• 10-июн-2017, 17:48

Почему мы боимся мистики: виды и причины мистических страхов Ч.2

причины страха мистики
Продолжаем наше повествование о необычных для высокотехнологичной эры страхах и опасениях человечества – боязни мистических и религиозных явлений (напоминаем, первую часть статьи можно прочитать тут). В предыдущей статье мы изучили информацию о происхождении страха мистики, разобрались в причинах развития фобии и познакомились с распространенными расстройствами, связанными с религией и потусторонним миром. На очереди – следующая подборка мистических страхов человека.

 Боязнь крестов и распятия – стаурофобия
 Довольно странным и непонятным расстройством является стаурофобия. Объектами патологического страха при этой фобии являются объекты религиозного почитания в христианстве – кресты.
 Почему возникает страх перед такими церковными атрибутами? Причины стаурофобии уходят в годы зарождения христианства. Человеческая история бережно и щепетильно хранит библейскую информацию, согласно которой культ креста был напрямую связан с мученической смертью Спасителя – Иисуса Христа. Такой выбор способа казни во времена Понтия Пилата вовсе не является плодом нездоровой фантазии. Казнь путем распятия на кресте была одним из наиболее распространенных способов расправы с неугодными и провинившимися людьми в те времена. Именно поэтому крест выступает не только символом веры, надежды и спасения. В понимании многих христиан крест символизирует человеческие страдания, мучения и боль.

 Действительно, распятие на кресте представляло собой один из самых жестоких видов расправы с преступниками и «мешающими» людьми. Даже само происхождение слово «крест» вызывает душевные волнения, поскольку в дословном переводе с латинского однокоренной глагол знаменует жуткие способы убийства, означая «мучить» и «пытать». Поскольку любой здравомыслящий человек не желает для себя мученической участи, избегает любой физической и душевной боли, у него зарождается страх в отношении к тем объектам, которые, в его понимании, являются орудиями пыток и страданий. И таким «наглядным» примером является христианский крест.

 Еще одна причина развития стаурофобии – понимание креста, как объекта жестокости и злых сил. Такое убеждение основывается на том, что с этим христианским атрибутом связано немало человеческих мучений и смертей. Действительно, христианство нельзя назвать исключительно доброй и мирной религией. В истории существует много подтверждений зверств, совершаемых различными конфессиями. С крестом в руках крестоносцы шли в военные походы, итогом которых становилось уничтожение язычников, еретиков, мусульман и многочисленных жертв «по ошибке». Под этим символом христианства конкистадоры разыскивали и захватывали земли и богатства в Новом Свете, «вырезая» коренное население Америки. Что уже говорить про зловещие процессы о ведьмах, совершаемых Святой Инквизицией, и массовое очищение мира от еретиков и нехристиан, проводимое громадной системой инквизиционных учреждений? Несмотря на значительную отдаленность таких катастрофичных событий, человеческая память передает из поколения в поколение страх перед теми, кто губит человеческие судьбы с крестом в руках.

 Еще одна причина стаурофобии – память о том, что во имя креста совершались немыслимые жертвы для доказательства своей принадлежности к правильной вере и ради спасения своей души. И многие люди попросту боятся ощутить необходимость в приношении личной жертвы, чтобы получить прощение за свершенные грехи.
 При стаурофобии человек не только ненавидит все, что связано с крестами и распятием. Он испытывает неуправляемый интенсивный страх перед любым изображением этого символа христианства. Не только реальный материальный предмет, но и икона с изображением креста вызывает у больной особы приступ паники. А поскольку кресты окружают человека практически повсеместно, то он вынужден постоянно пребывать в нервном напряжении и предпринимать предохранительные меры, чтобы не столкнуться и не соприкоснуться с таким атрибутом христианства.

Боязнь нечистой силы Боязнь нечистой силы – сатанофобия
 Мы уже рассказывали о том, что существует немало людей, которые боятся демонов и дьяволов. При демонофобии человек склонен списывать все происходящие неприятности и возникающие трагедии на результаты происков и козней дьявольской орды. Очень схожа по своей сути и иная фобия, отличительная черта которой – патологический навязчивый непреодолимый страх перед сатаной. Человек, страдающий сатанофобией, несмотря на осознание ненормальности своей боязни, уверен, что Дьявол существует не только в описаниях христианской литературы, но и в реальном мире.
 Больного сатанофобией нельзя назвать явным религиозным фанатом, поскольку даже свидетельства, приведенные в Новом Завете для него не убедительны. Он не верит утверждению христианства, что Иисус Христос полностью и окончательно получил победу над Люцифером, когда взял на себя людские грехи и умер ради спасения человечества.

 Такого человека можно назвать независимым любителем сатанизма, поскольку он убежден, что Сатана существует, при этом он более могущественный, чем Бог. Мышление больного сатанофобией представляет собой своеобразные весы. На одной чаше расположено почитание Дьявола, поскольку от этого персонажа он ожидает личных выгод. На другой размещен панический страх перед Искусителем, поскольку субъект боится, что не может соответствовать дьявольским требованиям и, соответственно, он будет наказан Лукавым.
 Стоит отметить, что при сатанофобии человек может по доброй воле принимать участие во всевозможных сатанинских культах. Однако тоже жертвоприношение он делает с оговоркой: не для того, чтобы выразить почитание Вельзевулу, а чтобы его задобрить и уменьшить свой страх. Сатанинские обряды, в которых принимает участие такой человек, очень напоминают компульсии – защитные действия, призванные снизить интенсивность своих негативных переживаний. Например, путем участия в сексуальных оргиях такой субъект добивается снятия психоэмоционального напряжения и проходит своеобразный обряд очищения.

 Такому человеку, как и представителям сатанинских организаций, присущи следующие черты: обидчивость и мстительность, чувство собственной неполноценности и неадекватная самооценка, эгоцентризм и неприятие мнения других, жестокость и лживость. Однако в отличие от сатанистов персона, страдающая сатанофобией, не ощущает собственной вседозволенности. Она, если и занимается дьяволопоклонничеством, то делает это с опаской, руководствуясь целью: не быть наказанным Сатаной.
 По мере отягощения расстройства страх перед Дьяволом укореняется в подсознании и полностью выходит из-под контроля. Боязнь Сатаны становится доминирующим ощущением. Патологический страх мешает адекватному восприятию реального мира. Из всех мистических фобий именно сатанофобия грозит развитием трудноизлечимых психозов.

Боязнь Божьей кары – теофобия Боязнь Божьей кары – теофобия
 Несмотря на уверенный научный прогресс и практическое отсутствие белых пятен в природе природных явлений, у некоторых людей присутствует аномальный навязчивый страх перед Божьей карой. Страх перед неизбежным наказанием свыше, возмездием за какие-либо проступки часто имеется у религиозных фанатов и секстантов. Особы, страдающие теофобией, уверены, что за малейшую провинность и крошечный грех они лишатся вечного покоя в раю, и будут перенаправлены после Страшного суда в обитель Сатаны.
 Хотя институты Церкви многократно указывали на некорректность выражения «кара Божья», на теофобов такие заверения не подействовали. Люди, страдающие этим расстройством, не могут жить полноценно, а попросту существуют в постоянном страхе, что в скором будущем последует расплата за их мысли и деяния.

 Теофобов можно назвать извращенными перфекционистами. Они стремятся делать все идеально, чтобы, не дай Бог, не допустить оплошность и не согрешить. Они пристально отслеживают все возникающие мысли и каются за мельчайшую богохульную идею.  Перед тем, как принять конкретное решение, они многократно перепроверяют, чтобы в их стратегии не было какого-то грешного звена. Теофобам, чтобы выполнить определенное действие, требуются часы на анализ вероятных следствий.
 Еще одна характерная черта людей, страдающих этим расстройством – уверенность в том, что любые преграды на их жизненном пути и естественно возникающие неприятности – не что иное, как наказание, посланное свыше. Даже банальное отравление несвежим или плохо прожаренным мясом они считают наказанием за свершенный грех – поедание мяса, ведь в некоторых текстах Библии прописан запрет на употребление мясных продуктов.

 Фактически, вся жизнь теофоба состоит из запретов и ограничений, тревожных раздумий и ожидания возмездия. Следует отметить, что наряду с таким безобидным для окружающих течением заболевания, существуют и крайне опасные варианты теофобии. Некоторые больные этим расстройством с процесса очищения своей души и тела, переключаются на внешние объекты. Они начинают изобличать человечество во всех смертных грехах и вступать с грешниками в жесточайшую борьбу. В тяжелых случаях теофоб превращается в маньяка – серийного убийцу, поскольку он убежден, что его миссия – очистить белый свет от недостойных грешных людей.

Страх быть грешником – энозиофобия Страх быть грешником – энозиофобия
 Схожее с предыдущим расстройством явление – энозиофобия, суть который наличие у индивидуума иррационального страха стать грешником. Такие люди очень боятся действий, прямо или косвенно нарушающих религиозные заповеди. Они страшатся совершить личный грех каким-то сказанным словом, возникшей мыслью, появившимся желанием. Жизнь человека, страдающего энозиофобией, представляет замкнутый круг: поиск в своем поведении греха и последующее покаяние. Такой субъект вынашивает идеи собственной виновности и признает личную вину за события, ставшие даже следствием стечения обстоятельств.
 Стоит отметить, что энозиофобы стремятся не только получить прощения своих грехов от Бога, но и вымолить снисхождения у своих родственников. Практически все лица, страдающие этим расстройством – тревожные, мнительные, впечатлительные и зависимые натуры. Очень часто они воспитывались чрезмерно требовательными и строгими родителями, которые критиковали ребенка за малейший проступок. Нередко такие персоны росли в семье верующих людей, где в точности следовали Божьим законам.

 Опасность, которая несет в себе энозиофобия в случае тяжелого течения – возникновение у индивидуума навязчивого желания «очиститься». Причем под способами очищения такой субъект вовсе не подразумевает исповедь, поскольку беседа со священником не способна восстановить его душевное спокойствие и устранить тревожность. Для отпущения грехов человек избирает для себя странные и страшные пытки. Он может запретить себе любые контакты с противоположным полом. Он станет соблюдать строгую диету или вовсе откажется на продолжительный срок от еды. В качестве очищающих мероприятий человек может нанести себе физические увечья. В запущенных формах у больного энозиофобией возникают суицидальные мысли и действия, поскольку он уверен, что только смерть может спасти его от греховности.

 Существует и еще одна причина суицидального поведения. Больной энозиофобией уверен, что все потомки безгрешного Адама несут первородный грех. Поскольку такое положение вещей простому смертному изменить не под силу, то существует единственный «выход» – покончить жизнь самоубийством ради спасения души.

Страх перед святыми местами – агиофобия Страх перед святыми местами – агиофобия
 Еще одним видов мистических страхов выступает алогичная навязчивая боязнь храмов. При агиофобии человек не только не решается войти в святые места, он испытывает страх перед всякими атрибутами, связанными так или иначе с храмами. Персона, страдающая этим расстройством, никогда не переступает порог церквей, соборов, капелл. Он ощущает панику, видя иконостас или крест с фигурой Христа. Он испытывает ужас, слыша звон колоколов или голоса церковного хора. Даже вид церковных книг может привести агиофоба в предобморочное состояние.
 Большинство людей, испытывающих страх перед святыми местами, всеми силами стараются замаскировать свою тревогу. Действительно, в лучшем случае, они могут вызвать непонимание и недоумение у верующих людей, стать объектом насмешек или быть изгнанным из определенного круга фанатично верующих людей. Однако некоторые современники, как и их далекие предки, убеждены: страх перед храмами – признак одержимости дьяволом. Мол, эти бесноватые люди пребывают под полным влиянием злого духа, который управляет их мыслями, словами, поступками. Эти фанатики церкви утверждают, что стоит лишь таким прихожанам прийти на богослужение, они непременно начнут истошно плакать, метаться по полу, громко выть, выкрикивать ругательства. Одним словом, люди с агиофобией нуждаются в проведении процедуры по изгнанию из тела демона. Соответственно, такие особы подвергаются гонению и преследованию. Причем такое происходит и в наши дни.

 Почему у человека возникает панический страх перед сооружениями и объектами, которые у большинства людей вызывают трепет и поклонение, или, по крайней мере, воспринимаются вполне нейтрально? В большинстве случаев, причиной агиофобии является негативный личный опыт, каким-то образом связанный с храмами. Это может быть и испуг ребенка от первого знакомства с духовными святилищами, который совпал с каким-то одновременным болевым синдромом. Причиной расстройства может стать и чрезмерно подобострастное отношение к святыням в семье, когда ребенка насильно водили на различные обряды, не объясняя их суть и предназначение.
 Очень часто агиофобия проявляется приступами панических атак, которые возникают при входе в культовые сооружения. Чтобы предупредить развитие мучительных симптомов больной всеми силами избегает мероприятий, которые проводятся в церкви. Стоит отметить, что страх перед святыми местами нередко проявляется в том, что человек не решается держать в своем доме какие-то религиозные предметы, например: иконы или Библию.

Обои на телефон

 В завершение
 Как преодолеть страх перед религией и мистическими явлениями? Несмотря на многообразие фобий, связанных с темой мистики, лечение расстройств данного спектра происходит по одному сценарию. Лечение «мистических» фобий преследует главную цель – установить истинную причину аномального состояния. Только обнаружив фактор, который дал старт формированию подсознательного навязчивого страха, можно предпринять меры по коррекции деструктивного образа мышления.

 Поэтому лечение всех расстройств, связанных с мистической тематикой, проводится с использованием психотерапевтических техник и применением методик гипноза. Своевременное обращение к психотерапевту гарантирует успех лечебных мероприятий и полное освобождение от страха. Следует помнить, что в таких ситуациях самолечение неуместно, поскольку рядовой необученный обыватель не способен грамотно построить работу по изменению своего подсознательного сценария жизни.


Похожие новости

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив