Мир телевиденья оказывает массированное влияние на настроение современного социума. Менять сознание и точку зрения общественности не составляет труда в эру расцвета киноиндустрии. «Правильный» фильм или видеоролик способен повлиять не только на мировоззренческий аспект человека, но и на его эмоциональную сферу, мышление и поведение в целом.
Практическая психология активно применяет продукты кинематографа в коррекционной работе с пациентами, имеющие тревожные расстройства, депрессивные состояния и иные проблемы психики. Существует отдельное направление, так называемая «фильмотерапия», способная мягко воздействовать на поведенческие реакции детей, подростков, взрослых.
Фактически всех детей, подростков, взрослую аудиторию можно условно разделить на две категории:
• лица со слабой степенью осознанности – недостаточным умением понять себя как личность;
• персоны с нормальным уровнем осознания и полным восприятием своей индивидуальности.
До начала курса фильмотерапии на основании принадлежности клиента к одному из двух типов психологической стойкости к внешнему воздействию, психолог определяет содержание и интенсивность предстоящих коррекционных мероприятий. В результате фильмотерапии подросток или взрослый овладевает новой моделью преодоления проблем и разрешения трудных ситуаций.
В избираемых психологом фильмах для просмотра присутствует конфликт, который актуален для проблем пациента. Примеряя ситуацию к имеющемуся кризису во время фильмотерапии, переживая вместе с героем весь процесс развития событий, найдя верный выход из трудного положения, достигая благополучной развязки сюжета, человек проходит практическую тренировку, узнавая новые функциональные способы избавления от его проблемы.
Результат фильмотерапии аналогичен эффекту управления подсознанием человека в момент просмотра им грамотно составленных рекламных роликов. Также как и происходит навязывание публике непреодолимого желания что-то приобрести после рекламы, ленты, тщательно отобранные для просмотра, формируют позитивные стимулы и «программируют» личность на определенную модель поведения.
Именно поэтому психологи рекомендуют контролировать содержание сюжета кино и мультфильмов, которые регулярно просматривают дети и подростки. Любые действия, которые происходят на голубом экране, вовлекают зрителя в процесс, заставляют быть соучастников – сопереживать, сочувствовать, сострадать. Тем самым человек, особенно ребенок или подросток, начинает невольно копировать поведение любимого героя.
Значимый плюс фильмотерапии состоит в завуалированном или косвенном влиянии на моральное состояние подростка. Грамотно выбранные сюжеты в предложенных кинолентах окажут постепенный, но стойкий положительный терапевтический эффект.
Во время просмотра фильма участник отождествляет себя с предложенными героями, сочувствует и сопереживает им. Примеряя ситуацию «на себя», клиент практикует способность развязывать трудные ситуации и принимать верные решения. Пережив кульминацию накала страстей, зритель в завершение испытывает эмоциональную разрядку – катарсис, происходит своеобразное освобождение от деструктивных эмоций и разрушающих мыслей.
Многие расстройства психической сферы с трудом поддаются медикаментозному лечению: истоки психоэмоциональных проблем подлежат коррекции только психотерапевтическими методами. Фильмотерапия станет актуальной для подростков и более старших людей с депрессивными, тревожными, конверсионными, астеническими разладами.
Важное преимущество метода: курс фильмотерапии можно проводить как в стационарных условиях клиники в группе близких по духу людей, так и в комфортной домашней обстановке при участии родственников.
Исходя из степени тяжести и разновидности отклонения, психотерапевт предлагает к просмотру фильмы того или иного жанра. Задача психолога на начальном этапе фильмотерапии – выяснить, какое влияние оказывает на подсознание конкретного подростка или взрослого определенный жанр кинематографа, и внести соответствующие изменения в «репертуар».
Для информации! Совсем необязательно, что человеку с тревожным расстройством личности нужно смотреть позитивные комедии и киноленты с нейтральным психологическим окрасом. Чаще в таких ситуациях положительный эффект оказывают фильмы с приключенческим сюжетом или элементами триллера. Таким образом, путем фильмотерапии пациенту дается возможность внутренне преодолеть свои страхи и тревоги.
После сеанса фильмотерапии опытный психолог проведет своеобразную диагностику клиенту путем обсуждения просмотренного фильма. Важно узнать, с каким героем ассоциирует себя участник терапии, каким образом он решил бы сложившуюся ситуацию. Наблюдая за содержанием катарсиса, можно определить, какие эмоции в переизбытке накопились в человеке, и помочь ему их высвободить. Зрителю ставится ряд вопросов для дальнейшего построения программы терапии. Составляя сводную психологическую картину, специалисту легко поставить четкий диагноз и грамотно откорректировать программу лечения.
После проведения такого «кино эксперимента» отчетливо отмечается стабилизация психоэмоционального состояния, улучшение настроения, неосознанное изменение поведения пациента.
Терапия кино – фильмотерапия набирает в настоящие дни популярность среди практикующих психологов, так как имеет высокую эффективность в работе с детьми, подростками и людьми слабого душевного устройства.