Жизненные кризисы ребенка: от младенчества до младшего школьного возраста
Все слышали о жизненных кризисах, особенно в детский и подростковый периоды жизни. У многих родителей при приближении возраста ребенка к кризисному периоду возникает куча вопросов и страхов перед неизвестным явлением. Они начинают ожидать от своего чада неадекватного поведения, тем самым усложняя жизнь отпрыску и себе. Итак, для успокоения нервной системы всех родителей нужно усвоить основную информацию относительно кризисных периодов жизни ребенка, а также правила поведения и общения с ним.
Кризис первый
Ребенок рождается абсолютно беспомощным существом. В отличие от детенышей животных у потомка человека присутствует минимум врожденных инстинктов, поэтому выжить без взрослых ему не удастся. Первым и, пожалуй, самым тяжелым для ребенка является его первый кризис – рождение. Малыш жил в теплом уютном мамином животике, получал все необходимое, не прилагая никаких усилий, а затем резко произошла смена условий существования: яркий свет, холод и чувство голода, для утоления которого приходится совершать трудные сосательные действия.
Появление младенца в семье, особенно первенца, является кризисом для всех ее членов. Это тот переходный период, когда старые традиции и привычки уже не действуют, а новые еще не сложились или не устоялись. В этот период важно научиться действовать и принимать решения совместно, тогда период семейного кризиса пережить будет легче.
Кризис второй
Вторым критическим периодом жизни человека является возраст один год, это кризис новой потребности. В этот период каждый ребенок нуждается в активной коммуникации с близкими взрослыми, в прикосновениях. Очень часто, особенно от «более опытных и умудренных жизнью» бабушек, молодые родители слышат такие фразы: «не приучайте к рукам, потом не слезет», «положите в кроватку, пусть сам играет» и тому подобные высказывания.
С точки зрения психологии данная позиция неверная. Через прикосновения малыш познает мир, учится доверию, мама снимает прикосновениями страх одиночества. Не бойтесь как можно больше держать малыша на руках, ведь когда у него возникнет потребность получить новую информацию об окружающих предметах, игрушках, он сам не захочет сидеть на руках. Дети, которых в раннем детстве мало держали на руках (особенно это видно по ребятам, которые выросли в детском доме), смотрят на мир с недоверием, они менее общительны, больше подвержены неврозам.
Кризис третий
Следующим кризисным периодом является трехлетний возраст, первые признаки которого начинают проявляться уже с полутора лет. В 2,5-3 года у ребенка формируется собственное «Я» и происходит психологическое отделение от родителей: возникает потребность все делать самому, он активно начинает изучать мир, пробовать самостоятельно принимать решения, упрямиться.
Типичным поведением данного периода является такое, когда кроха начинает делать все наперекор просьбам взрослых и правилам, которым всегда привык следовать. Например, он может встать посреди дороги и не сделать ни шагу достаточно длительное время или осознанно сломать любимую игрушку. Уговоры взрослых, а тем более угрозы и наказание, не принесут позитивного результата. Взрослым в этот период важно набраться терпения, отбросить все попытки «сломать» или подмять волю отпрыска под себя, ведь это может привести к серьезным психическим нарушениям, с которыми самостоятельно малыш не справится.
Родителям можно дать такой совет: не бойтесь примерять на себя различные роли, экспериментировать. Ведь когда-то поможет копирование поведения ребенка, а когда-то полное игнорирование манипуляции. Важно запомнить следующее: никогда не применять к крохе любой формы агрессии. В этот же период у малыша возникает страх смерти, поэтому, если он просит не выключать свет или дать ему руку перед сном, то так и надо делать.
Трехлетний кризис может иметь достаточно затяжной характер. Некоторые детки, имея, конечно же, подкрепление в виде неправильной реакции со стороны взрослых, продлевают это состояние до младшего школьного возраста.
Надо различать непосредственно проявление кризиса (негативизм) от простого непослушания. Если ребенок проявляет простое непослушание, то он, отказываясь что-то делать по причине нежелания, все же соглашается делать то, что ему нравится. Например, если малыш отказывается кушать суп, то предложите мороженое, он точно согласится. Проявление негативизма будет иметь противоположную картину: после отказа от супа, он откажется и от любого лакомства, даже если он его хочет. При негативизме реакция ребенка направлена не на объект, а на взрослого. То есть данное явление носит социальный характер.
Кризис четвертый
В пять-шесть лет наступает время бунта и сексуальной идентификации. Ребенок начинает уже осознанно выделять половую принадлежность. У него возникает интерес к половым отличиям мальчиков и девочек, возникают вопросы типа: «Как я появился на свет?», «Откуда я взялся?». Родителям можно дать такой совет: при ответе на подобные вопросы отказаться от придуманных историй про то, что детей находят в капусте или их приносит аист.
Сейчас другое время, век информации, малыш узнает из других источников всю правду, а вот доверие к словам родителей будет утеряно. Кроме того, говорить на тему секса нужно спокойно, ведь по интонации и поведению родителей ребенок может сделать неправильные для себя выводы, а это в дальнейшем отразится на его сексуальной жизни.
Кризис пятый
В семь лет возникает кризис социальный. Это время в жизни человека связано с очень ответственным шагом – поступлением в школу. Привычный ритм жизни кардинально меняется, главная деятельность дошкольного периода – игра, уходит на второй план, на первую позицию выходит учебная деятельность. Психика школьника начинает приспосабливаться к новым условиям жизнедеятельности: по отношению к ребенку во многих семьях впервые появляются слова «надо» и «должен».
Маленький ученик теряет свою детскую непосредственность и наивность. Яркими признаками данного кризиса является поведение малыша по отношению к взрослым: капризы, паясничанье, излишняя вертлявость, манерность. Любое действие наследника может быть раздуто до искусственно организованной нелепой клоунады. Ребенок может стать замкнутым, скрытным, а при необходимости, продиктованной внутренними мотивами, может специально искажать факты в выгодном для себя свете.
Родителям важно запомнить, что это временный период в жизни ребенка, его нужно не наказывать, а поддержать и набраться терпения, ведь совсем в скором времени малыш начнет управлять внутренними переживаниями самостоятельно, сможет осознанно контролировать эмоции и научится смотреть на вещи объективно.