• 09-янв-2017, 17:41

Развитие детей раннего возраста (2-3 года). Что нужно знать родителям?

Развитие детей раннего возраста (2-3 года). Что нужно знать родителям?
 Раннее развитие ребенка: с чего начать?
 Ранние годы – очень интересный и максимально насыщенный возрастной этап. Развитие ребенка уже идет полным ходом, даже если им особо никто не занимается. Природа обо всем позаботилась. Любопытные и подвижные дети раннего возраста на каждом шагу находят себе увлекательное занятие. Их одинаково привлекают яркие игрушки и бытовые предметы, дверные ручки и собственные пальчики. Все это вместе - развивающая среда. Она включает в себя условия жизни, особенности быта, игрушки, события и отношения между близкими. Все, что окружает ребенка, становится стимулом, активизирующим психическое развитие.

 Когда начинается раннее развитие? В предыдущей статье: «Психология детей до года» мы уже обозначили, что новый возрастной этап – раннее детство наступает, как только ребенок начинает активно перемещаться в пространстве. На протяжении первого года жизни малыш уже накопил достойный багаж: приспособился к новым условиям, привык к окружающим его взрослым, получил первые представления о своем физическом теле. Концентрация всех этих новообразований приводит к тому, что наступает кризис одного года.
 Возрастные кризисы – переломные моменты, меняющие развитие ребенка. У малыша появляются новые потребности, но пока еще нет соответствующих способностей. Для преодоления этого противоречия необходимо разрушить старые привычки. В поведении ребенка могут появиться упрямство, непослушание, капризность и даже агрессивность. Довольно часто кроха совершает нелогичные действия: требует чего-то, а получив, тут же отказывается. Кризис 1 года связан с тем, что ребенок:
  • сделал первые шаги, но уверенно ходить еще не может;
  • произносит первые звуки, но в полном объеме речью не владеет.

  •  Перед малышом как бы приоткрылись двери в новый мир. Ребенок видит его, но пока не вполне понимает, что с этим делать. Это и есть та самая развивающая среда. Ее можно потрогать, попробовать на вкус. От новых возможностей у ребенка буквально захватывает дух. Дети раннего возраста, которые еще вчера спокойно лежали в колыбельке и сосредоточенно наблюдали за неторопливым движением погремушек, вдруг начинают заливаться горючими слезами, бурно протестовать и требовать немедленного удовлетворения своих желаний.
     Многие родители, не понимая, что их ребенка настиг кризис 1 года, воспринимают такие проявления как хулиганство, избалованность, признаки дурного воспитания. Часто в самые ранние годы родители начинают применять срочные меры для исправления характера. Звучат первые угрозы, накладываются запреты, родители бесконечно одергивают малыша и старательно пресекают любую его инициативу. Мама, переживая за чистоту своей кухни, кормит ребенка с ложечки. Заботливый папа фиксирует дверцы шкафов. Бабушка на прогулке не отпускает от себя ни на шаг.

     Уважаемые родители! Наблюдая у своего малыша кризис одного года, помните: негативные проявления в поведении ребенка не говорят о его испорченности. Это очень важные  индикаторы, сопровождающие психическое развитие малыша. Взрослым нужно вовремя перестроиться, понять, что начался новый возраст, у которого совершенно новые задачи. Раннее развитие это не только пальчиковые краски и развивающие игрушки. Дети раннего возраста, прежде всего, нуждаются в понимании.

    Как помочь малышу преодолеть кризис 1 года Как помочь малышу преодолеть кризис 1 года?
     Как мы уже выяснили, развитие ребенка – это естественный процесс, который все равно будет происходить вне зависимости от желания взрослых. И довольно часто раннее развитие идет совсем не так, как родители его себе представляли. «У нашего идеального малыша не будет никаких кризисов» - мечтают идеальные родители. А оказывается, кризис одного года расчищает путь для становления новых возможностей. Не стоит бояться кризисов. Нужно понимать, зачем они нужны, какие импульсы получит ребенок 2-3 лет, благополучно преодолев первые препятствия.

     Предлагаем вашему вниманию правила поведения для родителей, ориентированных на оптимальное психическое развитие ребенка:

     Прекращайте военные действия.
    В борьбе против собственного ребенка не бывает победителей. Либо вы сломаете малыша, задавите его своим авторитетом, и он вырастет бесхребетным мямлей. Либо он вас переупрямит и начнет вить веревки. Творческий подход и отвлекающие маневры – ваши главные секреты в общении со строптивым ребенком в его ранние годы. Малыш не любит варежки? А если спрятать внутрь какую-нибудь игрушку? Сегодня варежки надевать не будем. Просто проверим – вдруг их кто-то уже занял.

     Держите себя в руках.
    Не стоит нервничать. Порой дети раннего возраста могут довести родителей до белого каления. Спокойствие, только спокойствие. Ничего страшного не произошло. Это всего лишь маленький ребенок. Ваш любимый малыш. Не нужно его упрекать. Он ни в чем не виноват. Он не специально. Он всего лишь познает мир. Грубые слова и обвинения - это совсем не то, чего ждет от вас ребенок 2-3 лет. Представьте, что вы злитесь на фонарный столб или пинаете диван, который встал на вашем пути. Глубоко вздохните, сделайте шаг в сторону и с улыбкой шагайте к намеченной цели.

     Предоставляйте больше свободы.
    Малыш должен учиться на своих ошибках. Вы не сможете постоянно все контролировать. Устанавливая запреты, разберитесь, где ваши собственные страхи, а где реальная опасность для ребенка. Малышу необходимо обладать определенной свободой действий. Развивающая среда должна быть открытой и доступной. Иначе она перестает быть развивающей. Вместо того, чтобы прятать потенциально опасные предметы, как можно раньше научите малыша правильно с ними обращаться. Пусть ребенок под вашим чутким руководством научится орудовать ножом, познакомиться с иголкой, утюгом и пылесосом. Это будет ваш самый ценный вклад в его раннее развитие.

     Не потакайте капризам.
     Иногда, конечно, легче согласится. Многие родители готовы пойти на все, лишь  бы прекратить вопли и скандалы. Кризис 1 года пройдет. А негативные привычки могут остаться. В ранние годы малыши очень быстро учатся манипулировать взрослыми. Чтобы не попасть в эту ловушку, будьте последовательны в своих воспитательных воздействиях. Запрещайте только то, что реально нельзя. Например, бить маму нельзя ни при каких обстоятельствах. А вот пачкать одежду очень даже можно.
     Если вы все же решили что-то запретить, тщательно следите за выполнением своего требования. Постарайтесь привести к единой точке зрения всех членов семьи. Ребенку необходимы четкие границы и понятные правила. Иначе он сам запутается в своих бесконечных «хочу». Выдвигайте требования спокойно, но уверенно. Сомнения не должно быть не только в вашем голосе, но и в мыслях. В особо трудных ситуациях вас снова выручат отвлекающие маневры.

     Ранний возраст: сенсорное развитие
     Успешно перешагнув кризис одного года, ребенок вступает в раннее детство, которое в свою очередь продлится до кризиса 3-х лет. Психология детей в ранние годы формируется через развитие сенсорных способностей. Сенсорное развитие – это обогащение ощущений малыша, развитие его восприятия, формирование представлений о предметах и их свойствах. Именно эти аспекты чаще всего имеют в виду, когда говорят «раннее развитие». Дорогие родители! Надеемся, что вы уже поняли, что в ранние годы развитие не должно становиться самоцелью. Развитие ради развития – это бред. Развивать необходимо то, что пригодится ребенку в дальнейшей жизни. Развивающая среда должна соответствовать потребностям ребенка и обеспечивать оптимальное решение возрастной задачи.

    Ребёнок 2-3 лет должен приобрести навыки самообслуживания Еще раз напомним, что раннее детство – это этап, основная задача которого – знакомство с многообразием окружающего мира. Ребенок 2-3 лет должен усвоить назначение основных предметов домашнего обихода, приобрести навыки самообслуживания, исследовать доступные  элементы окружающей среды, сформировать представления об основных свойствах объектов живой и неживой природы. Эти знания и умения крайне важны для успешной адаптации в социуме. Именно в ранние годы формируется любознательность, которая впоследствии станет основой учебной мотивации.
     Термин «раннее развитие» не означает, что взрослые должны как можно раньше начать пичкать ребенка полезной информацией. Употребляя это понятие, педагоги и психологи акцентируют ценность возраста: «ранее детство», подчеркивают его чувствительность к воздействию,  призывают обратить внимание на сенсорное развитие малышей. Для того, чтобы обеспечить полноценное психическое развитие, не нужно усаживать ребенка за парту.  Ранние годы должны проходить в максимально комфортной обстановке. Воздействуйте через те предметы, которые окружают ребенка.

    Какой должна быть развивающая среда, в которой растет ребенок 2-3 лет? Какой должна быть развивающая среда, в которой растет ребенок 2-3 лет? Дети раннего возраста только начинают самостоятельное познание мира. Для них характерно полевое поведение – каждый предмет притягивает внимание ребенка, стимулирует его исследовательскую активность. Чем больше предметов попадет в поле зрения малыша, тем больше импульсов возникнет в мозге. При взаимодействии нескольких объектов мозг образует соответствующие связи и ассоциации.
     Но это вовсе не значит, что нужно срочно завалить детскую комнату чересчур яркими игрушками. Все хорошо в меру. Раннее развитие – это познание существующего мира, а не создание вымышленной реальности. Пусть развитие ребенка протекает в естественных условиях. Пусть малыш принимает посильное участие в деятельности взрослых. Конечно, беспорядка от маленького помощника больше, чем пользы. Зато только так дети раннего возраста учатся самостоятельности.

     Не следует искусственно обеднять поле деятельности ребенка, добиваясь стерильной чистоты и идеального порядка в детской комнате. Некоторые невротизированные мамочки настолько бояться микробов, вирусов и бактерий, что буквально теряют разум. Проветривание и влажная уборка, безусловно, важные процедуры. Но они не должны стать смыслом вашей жизни. Это не сенсорное развитие. Это – вредительство.
     Храните игрушки в специальных контейнерах, чтобы они не возбуждали психику малыша тогда, когда это не нужно. И в то же время ребенок 2-3 лет должен иметь свободный доступ не только к своим игрушкам, но и к другим интересным для него местам. Заполните нижние ящики мебели детскими книгами, текстильными изделиями, небьющейся посудой. Учиться открывать и закрывать дверки и коробки, складывать вещи, переставлять посуду – это тоже сенсорное развитие.

     Следите чтобы среди детских игрушек не было однообразия. В ранние годы важно сформировать как можно больше сенсорных эталонов. Дети раннего возраста должны усвоить такие свойства предметов как форма, размер, фактура, цвет, вес и т.д. Ребенок 2-3 лет обязательно заинтересуется шуршащими материалами. Познакомьте его с фактурами дерева, камня, металла, тканей. Богатый тактильный опыт даст взаимодействие с пальчиковыми красками и массами для лепки.  
     Рекомендуется периодически убирать часть игрушек и вновь доставать их через некоторое время. Ходите в гости и посещайте детские студии. Каждый такой визит – новая развивающая среда. Только не следует нервничать, если на развивающем занятии у вашего малыша что-то не получилось. Помните, вы ищете новый опыт, обогащаете сенсорное развитие, а не участвуете в конкурсе на самого талантливого малыша. Каждый ребенок одарен по-своему. И не нужно никому ничего доказывать.

    Обои на телефон

     Итак, подведем итоги:
  • Развивающая среда, окружающая ребенка 2-3 лет должна быть разнообразной.
  • Для оптимального развития детей раннего возраста необходимо периодически обновлять игрушки и виды деятельности.
  • В ранние годы лучшие игрушки для любого ребенка – кастрюли, крышки, ложки и другие предметы домашнего обихода.
  • Раннее развитие – это не соревнование, а помощь ребенку в решении его возрастной задачи.


  • Похожие новости

    Добавить комментарий

    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив