- 19-апр-2016, 18:07
Природа и предназначение ритуалов: отличия нормы от аномалии
Жизнь любого современного человека, как и далекого предка, полна всевозможных ритуалов. Такие традиционные действия сопровождали общество на заре человечества, развивались и модифицировались в ногу со временем. И сейчас, в эру высоких технологий и глобальной интеллектуализации, социум продолжает существовать в прямой зависимости от разнообразных ритуалов. В этой публикации постараемся понять, какова природа таких стереотипных действий, какую роль они играют в жизни индивида.
Определение
Что подразумевает термин «ритуал»? Обратимся к известным определениям. Ритуал – исторически определившийся, сложный вид стереотипного поведения. Символически установленная форма выражения определенных установок в мышлении. Упорядоченная и соблюдаемая в строгой последовательности система согласованных действий индивида или группы людей.
Ритуал выражает сложившиеся культурные ценности, наглядно передает традиционные социальные отношения. Существующие ритуалы – культурное наследие определенных социальных групп и неизменный аспект воспитания подрастающего поколения. Эти специфические, регулярно повторяемые действия отражают мышление социума в целом. В то же время они передают индивидуальные психологические свойства и отражают личностную структуру человека.
Церемониалы, принятые в обществе, составляют кодекс этики и морали государства в целом. Также можно разделить ритуалы по сегментам применения: на семейные и бытовые, гражданские и военные, религиозные и исцеляющие, коммуникативные и воспитательные.
Стереотипные акты повсеместно применяются в разных сферах жизни. Они позволяют выявить «чужака» и определить «своих». Они помогают переключиться на нужную волну и настроиться на работу. Ритуалы нередко действуют лучше мощных фармакологических средств, позволяя успокоиться, снять напряжение и погрузиться в безмятежный сон.
Природа и предназначение ритуалов
Мир ритуальных действий – очень велик и многообразен. Церемонии бывают формальными со строгими правилами или отличаются вариабельностью и гибкостью. Ритуалы – статичны и динамичны. Некоторые из них незыблемы в течение веков, и их традиционно выполняют при наступлении конкретных событий. Другие из них создает психика человека, и к ним особа прибегает для предотвращения или прекращения действия каких-то явлений.
Однако даже, на первый взгляд, полностью бессмысленный набор действий имеет какой-то определенный смысл и предназначение. Просто суть некоторых ритуалов лежит близко на поверхности и понятна их исполнителям. Происхождение и предназначение других деяний спрятано в глубоких сферах психики и не понимаемо индивидом.
По своей сути каждый элемент ритуального акта сочетает в себе компромисс, представляя собой отражение бессознательных предубеждений и способ защитить целостность организма и психики. Ритуал – своеобразный метод, проверенный временем, с помощью которого происходит обмен между людьми хорошо известными «вестниками» уважения, внимания, человеколюбия. Выполнение привычной церемонии полностью увлекает индивидуума, награждает его деяния возвышенным смыслом и, одновременно, базируется на представлениях, укрепившихся в сообществе.
В большинстве случаев, такие временные акты поведения имеют положительный или нейтральный окрас. Многие церемонии не только полезны по сути, но и приносят удовольствие и радость.
К таким обрядовым деяниям можно отнести поздравления с праздниками, привычка собираться по выходным на семейный обед, обычай проводить отпуск всей семьей.
Деяния, которые приносят вред здоровью или разрушают личность, общество привыкло наименовать вредными привычками.
То есть свойство напиваться на любой вечеринке – вовсе не ритуал, а пагубная зависимость личности. В то время как ритуал подносить бокал для чоканья к фужеру хозяина дома – действие, подчеркивающее уважение к гостеприимному хозяину.
В отдельную огромную группу можно вынести мистически ориентированные обряды, основанные на суевериях, бесполезные по своей сути и представляющие собой обращение к «Высшему разуму». Это и пожелание «Ни пуха, ни пера», и привычка присесть перед дорогой, и боязнь переходить улицу, которую перебежала черная кошка, и манера плевать через левое плечо. Однако такие церемонии воспринимаются обществом, как нормальные, и они абсолютно не мешают жить исполнителю.
Многие воспринимаю ритуал как установленную церемонию, набор деяний, которые надо выполнять просто из-за того, что так принято и так надо. Мы желаем «Доброе утро» и «Спокойной ночи», протягиваем руку для рукопожатия, целуем в щечку на прощанье не из-за того, что мы обязаны это делать, а потому, что привыкли. Мы посылаем своеобразные приятные поглаживания окружающим и готовы принять аналогичные «вестники добра» взамен.
Другие акты мы проводим, полагая, что они нас защитят от неприятностей и оберегут от проблем. Такие ритуалы живут за счет страха, глубоко загнанного в подсознание. Мы проводим защитные действия из-за убеждения, что если так не поступить, неминуемо произойдет несчастье и катастрофа.
Ритуалы, производимые в пределах нормы, не доставляют исполнителю и окружающим персонам каких-то негативных ощущений. Они могут сопровождать любую деятельность человека, и в то же время при прекращении их выполнения у исполнителя не возникает каких-либо отрицательных переживаний.
Когда ритуалы переходят грань нормы: признаки патологии
В некоторых случаях компонент ритуала – олицетворение конкретного психологического конфликта, который попросту не находит иного проявления в действительности. Придуманная личностью церемония – метод достигнуть внутреннего баланса во время действия негативных, осознаваемых или бессознательных, переживаний. Ритуал – необходимый для исполнения этап для отражения и трансформации фундаментального психического содержания.
Навязчивое повторение какого-то ритуального действия, абсурдного и нелогичного, является для психотика способом защиты от одолевающих неконтролируемых идей. Ритуал – действие, способное, по мнению индивида, оградить его внутренний мир от разрушения, способ обезопасить его психическую сферу.
В таком случае, если проведение ритуала было прервано, индивида охватывает панический страх, одолевает беспричинная тревога, преследуют идеи вины. Охватившие с огромной интенсивностью переживания, непреодолимые усилием воли и здравым логическим рассуждением, принуждают персону вновь и вновь проводить установленный церемониал.
В данной ситуации можно предположить о развитии деструктивного психопатологического синдрома, характеризующегося навязчивым поведением – компульсиями. Компульсии в большинстве случаев сопряжены с иррациональными навязчивыми идеями – обессиями и протекают в рамках обессивно-компульсивного расстройства.
Основная особенность этого состояния: индивид ощущает, что он обязан производить определенные деяния. Их невыполнение лишает человека покоя до той поры, пока он не прекращает сопротивления и не приступает к проведению ритуала. Хотя некоторые церемонии выглядят рациональными и оправданными, отличительный признак компульсий – невозможность отказаться от выполнения таких обрядов.
Несмотря на многообразие компульсивных действий, такие навязчивые акты можно условно систематизировать в несколько больших групп:идея чистоты – нескончаемая уборка жилища, очищение до стерильного состояния посуды, не прекращающееся мытье рук; ненасытный голод – постоянный прием пищи, сознательное переедание; соблюдение безопасности – многократная проверка, выключены ли электроприборы, закрыт водопроводный кран, заперта дверь; идея абсолютного порядка – четкое поминутное соблюдение установленного режима дня, упорядочивание всех предметов в определенном положении, перешагивание трещин на асфальте; бесполезный счет – склонность пересчитывать все объекты, встречающиеся на пути индивида.
Такие навязчивые церемонии могут наблюдаться у лиц, независимо от пола и возрастной категории. Однако жертвами патологических ритуалов чаще всего становятся люди с определенной психологической конституцией. Такие особы – дисциплинированные и ответственные, педантичные и собранные. Они привыкли выполнять любую работу идеально и не приемлют ошибок. Они мнительные и впечатлительные натуры, склонные к постоянной самокритике. Их отличает свойство постоянно сомневаться в правильности своих поступков. Они очень боятся критики в свой адрес, особенно мнения, что они неответственные и неисполнительные.
В большинстве случаев компульсии наблюдаются у образованных интеллектуалов, которые владеют информацией, каков возможен максимальный результат у начинания. Поэтому они ставят перед собой высокую планку достижений, и всеми силами стараются проявить себя с лучшей стороны.
Жизнь человека, зависимого от компульсий, с первого взгляда, может показаться своеобразным чудачеством. Однако существование такой персоны, на самом деле, лишено спокойствия. Индивид пребывает в постоянном напряжении и неконтролируемом страхе. В его голове непрерывно играет пластинка с однообразными идеями, которые не имеют реальной почвы.
Например: человек убежден, что его преследуют бациллы. Поэтому он двадцать четыре часа в сутки моет пол, чистит ковры и вытирает пыль. Для него открыть окно схоже с пребыванием в лепрозории: он убежден, что через форточку в его жилище проникнут все существующие вирусы и бациллы. Выход за пределы дома сопряжен с длительной подготовкой к «встрече с вредоносными агентами». Как защитный ритуал, он наносит на свое тело и покрывает одежду всевозможными дезинфицирующими средствами. Такая персона никогда не станет посещать места скопления людей и обедать в общественных учреждениях. По возвращении домой, для особы единственный вариант избавиться от микробов – сжечь одежду и стоять под душем в течение часа. Однако после водной процедуры, его не отпускает мысль, что он грязный. И он вновь и вновь проводит церемонию намыливания и ополаскивания тела.
Стоит отметить, что в отличие от бреда при шизофрении, человек с компульсивными ритуалами полностью осознает, что его идеи – абсурдные, а поведение – нелогичное. И ему совершенно не доставляет удовольствия часовое намыливание рук, однако поступать по-другому – выше его сил.
Вместо послесловия
Существует версия, что ритуалы и их патологическое проявление: компульсии – результат генетической мутации, отголосок «магического» мировоззрения, существовавшего на заре человечества. Следствие укоренившейся веры, что с помощью определенных обрядов удается взять происходящее под контроль, добиться расположения «высших сил». Своеобразная параллель между определенным выполняемым действием и неминуемым следствием. Автоматический поиск шаблонов, в которых четко описана взаимосвязь между отдельными событиями. Ни технический прорыв, ни научный прогресс, ни здравый голос рассудка не способен заглушить стремление человека к упрощению смысла бытия.
Любовь к выполнению ритуалов, привычка проводить «магические» обряды – нормальная деятельность человека в том случае, когда она не вызывает дискомфорта. Однако если выполнение церемоний носит навязчивый характер, и индивид испытывает адские страдания от ее отсутствия, то лучший выход – обратиться за консультацией к психотерапевту.
Определение
Что подразумевает термин «ритуал»? Обратимся к известным определениям. Ритуал – исторически определившийся, сложный вид стереотипного поведения. Символически установленная форма выражения определенных установок в мышлении. Упорядоченная и соблюдаемая в строгой последовательности система согласованных действий индивида или группы людей.
Ритуал выражает сложившиеся культурные ценности, наглядно передает традиционные социальные отношения. Существующие ритуалы – культурное наследие определенных социальных групп и неизменный аспект воспитания подрастающего поколения. Эти специфические, регулярно повторяемые действия отражают мышление социума в целом. В то же время они передают индивидуальные психологические свойства и отражают личностную структуру человека.
Церемониалы, принятые в обществе, составляют кодекс этики и морали государства в целом. Также можно разделить ритуалы по сегментам применения: на семейные и бытовые, гражданские и военные, религиозные и исцеляющие, коммуникативные и воспитательные.
Стереотипные акты повсеместно применяются в разных сферах жизни. Они позволяют выявить «чужака» и определить «своих». Они помогают переключиться на нужную волну и настроиться на работу. Ритуалы нередко действуют лучше мощных фармакологических средств, позволяя успокоиться, снять напряжение и погрузиться в безмятежный сон.
Природа и предназначение ритуалов
Мир ритуальных действий – очень велик и многообразен. Церемонии бывают формальными со строгими правилами или отличаются вариабельностью и гибкостью. Ритуалы – статичны и динамичны. Некоторые из них незыблемы в течение веков, и их традиционно выполняют при наступлении конкретных событий. Другие из них создает психика человека, и к ним особа прибегает для предотвращения или прекращения действия каких-то явлений.
Однако даже, на первый взгляд, полностью бессмысленный набор действий имеет какой-то определенный смысл и предназначение. Просто суть некоторых ритуалов лежит близко на поверхности и понятна их исполнителям. Происхождение и предназначение других деяний спрятано в глубоких сферах психики и не понимаемо индивидом.
По своей сути каждый элемент ритуального акта сочетает в себе компромисс, представляя собой отражение бессознательных предубеждений и способ защитить целостность организма и психики. Ритуал – своеобразный метод, проверенный временем, с помощью которого происходит обмен между людьми хорошо известными «вестниками» уважения, внимания, человеколюбия. Выполнение привычной церемонии полностью увлекает индивидуума, награждает его деяния возвышенным смыслом и, одновременно, базируется на представлениях, укрепившихся в сообществе.
В большинстве случаев, такие временные акты поведения имеют положительный или нейтральный окрас. Многие церемонии не только полезны по сути, но и приносят удовольствие и радость.
К таким обрядовым деяниям можно отнести поздравления с праздниками, привычка собираться по выходным на семейный обед, обычай проводить отпуск всей семьей.
Деяния, которые приносят вред здоровью или разрушают личность, общество привыкло наименовать вредными привычками.
То есть свойство напиваться на любой вечеринке – вовсе не ритуал, а пагубная зависимость личности. В то время как ритуал подносить бокал для чоканья к фужеру хозяина дома – действие, подчеркивающее уважение к гостеприимному хозяину.
В отдельную огромную группу можно вынести мистически ориентированные обряды, основанные на суевериях, бесполезные по своей сути и представляющие собой обращение к «Высшему разуму». Это и пожелание «Ни пуха, ни пера», и привычка присесть перед дорогой, и боязнь переходить улицу, которую перебежала черная кошка, и манера плевать через левое плечо. Однако такие церемонии воспринимаются обществом, как нормальные, и они абсолютно не мешают жить исполнителю.
Многие воспринимаю ритуал как установленную церемонию, набор деяний, которые надо выполнять просто из-за того, что так принято и так надо. Мы желаем «Доброе утро» и «Спокойной ночи», протягиваем руку для рукопожатия, целуем в щечку на прощанье не из-за того, что мы обязаны это делать, а потому, что привыкли. Мы посылаем своеобразные приятные поглаживания окружающим и готовы принять аналогичные «вестники добра» взамен.
Другие акты мы проводим, полагая, что они нас защитят от неприятностей и оберегут от проблем. Такие ритуалы живут за счет страха, глубоко загнанного в подсознание. Мы проводим защитные действия из-за убеждения, что если так не поступить, неминуемо произойдет несчастье и катастрофа.
Ритуалы, производимые в пределах нормы, не доставляют исполнителю и окружающим персонам каких-то негативных ощущений. Они могут сопровождать любую деятельность человека, и в то же время при прекращении их выполнения у исполнителя не возникает каких-либо отрицательных переживаний.
Когда ритуалы переходят грань нормы: признаки патологии
В некоторых случаях компонент ритуала – олицетворение конкретного психологического конфликта, который попросту не находит иного проявления в действительности. Придуманная личностью церемония – метод достигнуть внутреннего баланса во время действия негативных, осознаваемых или бессознательных, переживаний. Ритуал – необходимый для исполнения этап для отражения и трансформации фундаментального психического содержания.
Навязчивое повторение какого-то ритуального действия, абсурдного и нелогичного, является для психотика способом защиты от одолевающих неконтролируемых идей. Ритуал – действие, способное, по мнению индивида, оградить его внутренний мир от разрушения, способ обезопасить его психическую сферу.
В таком случае, если проведение ритуала было прервано, индивида охватывает панический страх, одолевает беспричинная тревога, преследуют идеи вины. Охватившие с огромной интенсивностью переживания, непреодолимые усилием воли и здравым логическим рассуждением, принуждают персону вновь и вновь проводить установленный церемониал.
В данной ситуации можно предположить о развитии деструктивного психопатологического синдрома, характеризующегося навязчивым поведением – компульсиями. Компульсии в большинстве случаев сопряжены с иррациональными навязчивыми идеями – обессиями и протекают в рамках обессивно-компульсивного расстройства.
Основная особенность этого состояния: индивид ощущает, что он обязан производить определенные деяния. Их невыполнение лишает человека покоя до той поры, пока он не прекращает сопротивления и не приступает к проведению ритуала. Хотя некоторые церемонии выглядят рациональными и оправданными, отличительный признак компульсий – невозможность отказаться от выполнения таких обрядов.
Несмотря на многообразие компульсивных действий, такие навязчивые акты можно условно систематизировать в несколько больших групп:
Такие навязчивые церемонии могут наблюдаться у лиц, независимо от пола и возрастной категории. Однако жертвами патологических ритуалов чаще всего становятся люди с определенной психологической конституцией. Такие особы – дисциплинированные и ответственные, педантичные и собранные. Они привыкли выполнять любую работу идеально и не приемлют ошибок. Они мнительные и впечатлительные натуры, склонные к постоянной самокритике. Их отличает свойство постоянно сомневаться в правильности своих поступков. Они очень боятся критики в свой адрес, особенно мнения, что они неответственные и неисполнительные.
В большинстве случаев компульсии наблюдаются у образованных интеллектуалов, которые владеют информацией, каков возможен максимальный результат у начинания. Поэтому они ставят перед собой высокую планку достижений, и всеми силами стараются проявить себя с лучшей стороны.
Жизнь человека, зависимого от компульсий, с первого взгляда, может показаться своеобразным чудачеством. Однако существование такой персоны, на самом деле, лишено спокойствия. Индивид пребывает в постоянном напряжении и неконтролируемом страхе. В его голове непрерывно играет пластинка с однообразными идеями, которые не имеют реальной почвы.
Например: человек убежден, что его преследуют бациллы. Поэтому он двадцать четыре часа в сутки моет пол, чистит ковры и вытирает пыль. Для него открыть окно схоже с пребыванием в лепрозории: он убежден, что через форточку в его жилище проникнут все существующие вирусы и бациллы. Выход за пределы дома сопряжен с длительной подготовкой к «встрече с вредоносными агентами». Как защитный ритуал, он наносит на свое тело и покрывает одежду всевозможными дезинфицирующими средствами. Такая персона никогда не станет посещать места скопления людей и обедать в общественных учреждениях. По возвращении домой, для особы единственный вариант избавиться от микробов – сжечь одежду и стоять под душем в течение часа. Однако после водной процедуры, его не отпускает мысль, что он грязный. И он вновь и вновь проводит церемонию намыливания и ополаскивания тела.
Стоит отметить, что в отличие от бреда при шизофрении, человек с компульсивными ритуалами полностью осознает, что его идеи – абсурдные, а поведение – нелогичное. И ему совершенно не доставляет удовольствия часовое намыливание рук, однако поступать по-другому – выше его сил.
Вместо послесловия
Существует версия, что ритуалы и их патологическое проявление: компульсии – результат генетической мутации, отголосок «магического» мировоззрения, существовавшего на заре человечества. Следствие укоренившейся веры, что с помощью определенных обрядов удается взять происходящее под контроль, добиться расположения «высших сил». Своеобразная параллель между определенным выполняемым действием и неминуемым следствием. Автоматический поиск шаблонов, в которых четко описана взаимосвязь между отдельными событиями. Ни технический прорыв, ни научный прогресс, ни здравый голос рассудка не способен заглушить стремление человека к упрощению смысла бытия.
Любовь к выполнению ритуалов, привычка проводить «магические» обряды – нормальная деятельность человека в том случае, когда она не вызывает дискомфорта. Однако если выполнение церемоний носит навязчивый характер, и индивид испытывает адские страдания от ее отсутствия, то лучший выход – обратиться за консультацией к психотерапевту.