Умственная отсталость: причины, симптомы и помощь при олигофрении
Умственная отсталость, также называемая олигофрения – врожденная или возникшая в раннем детском возрасте патология, характеризуемая существенной задержкой или неполноценным развитием высшей психической деятельности. Олигофрения проявляется, в первую очередь, недостаточными интеллектуальными способностями и сопутствующими дефектами эмоционально-волевой сферы. Умственная отсталость выступает серьезным препятствием для нормальной социальной адаптации человека.
К настоящему времени отсутствуют точные данные о распространенности олигофрении в человеческой популяции. Это объясняется несколькими факторами: существованием различных диагностических критериев в разных странах, недостаточным вниманием государства к вопросам психического здоровья, недоступностью во многих регионах качественной и своевременной медицинской помощи.
Однако, сравнивая данные из разных источников, можно утверждать, что численность больных олигофренией в индустриально развитых странах достигает отметки в 1% граждан. Исследования, проведенные в советские времена, утверждают, что число лиц, страдающих олигофренией, не превышает 0,5%.
Олигофрению следует дифференцировать от приобретенной деменции – слабоумия, при которой спад умственных способностей происходит при предшествующем наличии у больного нормального коэффициента интеллекта. Также врожденную патологию следует отличать от явлений, свойственных для шизофрении, при которой дефекты возникают непосредственно в процессе болезни.
Степени тяжести олигофрении
В современной медицине существует несколько вариантов классификации олигофрении в зависимости от степени тяжести нарушений. Согласно Международному классификатору болезней 10-го пересмотра выделяют четыре степени умственной отсталости.Легкая степень расстройства, ранее именовавшаяся «дебильность», подразумевает наличие у индивидуума коэффициента интеллекта в пределах от 50 до 59 баллов. При этом его психологический возраст колеблется на уровне от девяти до двенадцати лет. Умеренная степень олигофрении, ранее описываемая под названием «незначительно выраженная имбецильность», может быть определена человеку с показателями интеллекта от 35 до 59 пунктов. Психологический возраст больного в таком случае пребывает в диапазоне от шести до девяти лет. Тяжелая степень умственной отсталости, называемая в прошлом «выраженная имбецильность», свидетельствует о том, что коэффициент интеллекта человека находится на отметке от 20 до 34 пунктов. При этом умственный потенциал больного соответствует психологическому возрасту от трех до шести лет. Глубокая степень олигофрении, ранее встречавшаяся под термином «идиотия», указывает, что уровень интеллекта пациента не превышает 20 баллов. Психологический возраст больного не преодолевает планку трех лет.
Умственная отсталость: причины олигофрении
На сегодняшний день точные причины развития умственной отсталости полностью не изучены. Поэтому ученые все виды олигофрении распределяют в две большие группы:патология с неустановленной этиологией; умственная отсталость, возникшая по установленным причинам.
В свою очередь все случаи олигофрении с установленной этиологией распределяют в несколько групп в зависимости от причин, давших старт задержке психического развития. На основании причин возникновения выделяют следующие виды:эндогенная олигофрения, обусловленная генетическими, хромосомными причинами; эндогенная умственная отсталость, спровоцированная наследственными аномалиями, вызванными нарушением обмена аминокислот, углеводов, микроэлементов, пептидов, мукополисахаридов; экзогенная олигофрения, ставшая следствием внутриутробных дефектов из-за негативного воздействия нейротоксических и инфекционных факторов; аномалия, вызванная недоношенностью ребенка или проблемами в момент родовой деятельности; задержка интеллектуального развития, являющаяся следствием травматических поражений черепно-мозговых структур, пониженного содержания кислорода в отделах головного мозга, инфекционных заболеваний с поражением ЦНС, которые имели место в первые годы жизни человека.
Умственная отсталость: симптомы олигофрении
Олигофрения в детском возрасте выражается не только в отставании больных от нормального для их лет развития когнитивных способностей. Присутствующие дефекты в познавательных возможностях, изъяны в эмоционально-волевых процессах, аномалии поведения различаются широким многообразием. При этом у больного ребенка наблюдаются не только количественные сдвиги в показателях интеллекта, но и грубое качественное ухудшение высшей психической деятельности.
Умственно отсталый ребенок выглядит ослабленным и изнеможенным. Он становится неусидчивым, вялым, пассивным. Другие дети с олигофренией отличаются выраженным длительным беспокойством. У них присутствует множество лишних и бесполезных движений. Для них характерна чрезмерная болтливость, импульсивность и порывистость действий. При этом у больного ребенка отсутствует способность к самоконтролю.
Очень часто у человека с олигофренией присутствует быстрая истощаемость и ярко выраженное снижение работоспособности. Из-за свойственной олигофрении патологической инертности нервных процессов, возникают нарушения внимания: недостаточная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нередко в структуре умственной отсталости присутствуют нарушения памяти. Малыш может запомнить яркие необычные привлекательные для них детали. Однако усвоить стандартную информацию он не может. Способность к произвольному вниманию у умственно отсталого ребенка формируется, как правило, к семи годам. Наблюдается недоразвитие речи. Некоторые больные олигофренией не говорят до пятилетнего возраста, издавая какие-то бессвязные звуки. С большим опозданием происходит развитие слуха.
У умственно отсталого ребенка отсутствуют психические ресурсы для спонтанного усвоения опыта. Такому ребенку очень тяжело действовать согласно получаемой словесной инструкции. Он не может имитировать и подражать поведению окружающих. Такой малыш не способен играть в игры, соответствующие его возрасту. Он не пытается манипулировать игрушками. У него отсутствуют навыки конструирования, рисования, лепки. Вплоть до школьного возраста ребенок не способен изображать каких-то определенных линий и рисовать элементарные фигуры: его рисунок представляет собой черкание. При этом он не выполняет действий, которые являются нормальными в его годы. Например: малыш с олигофренией не только не умеет пользоваться ложкой, но и не понимает, для чего эта вещь предназначена.
Детям с олигофренией очень сложно усвоить простейшие знания и навыки. Воспитателю требуется приложить немало усилий и осуществить неоднократные повторения для того, чтобы малыш усвоил сигналы, позволяющие ориентироваться в окружающей среде. Умственно отсталый ребенок не понимает значимые свойства тех или иных предметов. Он не может установить важные отношения между объектами и явлениями. Он не сознает причинно-следственные связи банальных действий. Для него непонятно, какой акт является важным и обязательным, а какое действие выступает лишь вспомогательным звеном.
Ребенок с олигофренией испытывает колоссальные трудности при выполнении операций, требующих зрительного представления ситуации и оперирования образами. Вплоть до наступления школьного возраста больной малыш может воспринимать изображенные явления на иллюстрациях и картинах, как истинно существующую реальность. При этом он начинает действовать так, как будто он пребывает в тех условиях.
Кроме отставания в умственном развитии у детей с олигофренией наблюдается недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы. У ребенка может фиксироваться повышенная возбудимость и неадекватно сильный ответ на действие раздражителей. Фиксируются беспричинные колебания настроения и лабильность чувств. Присутствует и крайне узкий диапазон переживаний. Ребенок в крайних формах выражает охватившую его радость и огорчение.
У больного отсутствует собственные суждения и природная пытливость ума. Он быстро перенимает чужую точку зрения и взгляды окружающих. Человек с олигофренией легко попадает под влияние других людей и поддается указаниям со стороны. Поэтому он может совершить противоправные действия: ограбить, убить, поджечь, поскольку такие действия он выполняет машинально, на уровне автоматизма, не учитывая возможные последствия.
У малыша отсутствует естественный интерес к событиям, происходящим в окружающем мире. Наибольшие трудности возникают именно в сфере коммуникаций. У больного не возникает потребности установить эмоциональный контакт с близкими родственниками. Также у ребенка с олигофренией не появляется желания общаться с его сверстниками. Поскольку умственно отсталый ребенок не понимает, что происходит в его окружении, он может ощущать негативизм к окружающим, что становится причиной появления у него страхов и агрессивного поведения. С возрастом ребенок начинает приобретать требуемые социальные навыки, поэтому он более комфортно чувствует себя в подростковом коллективе. Многие дети с отставанием в интеллектуальном аспекте довольно хорошо овладевают моделью приемлемого поведения в коллективах.
Отставание в умственном развитии, недостаточная крепость здоровья малыша часто приводят к тому, что родители начинают окружать его чрезмерной опекой. Такая избыточная забота выступает значительным препятствием для развития и становления личности.
Умственная отсталость: лечение олигофрении
К сожалению, на сегодняшний день не изобретены медикаменты, которые смогли бы устранить умственную отсталость и воссоздать нормальные интеллектуальные способности человека. Специфическое лечение существует только для тех видов олигофрении, причины которых точно установлены.
Если задержка умственного развития вызвана внутриутробным поражением плода инфекционными агентами, то проводят лечение с использованием препаратов, подавляющих активность болезнетворного микроорганизма. В случае, когда причиной олигофрении являются нарушения обмена веществ, целесообразный шаг – строгое пожизненное соблюдение соответствующей диеты и применение медикаментов, восстанавливающих метаболизм. Заместительная терапия гормонами способна улучшить состояние больного, если умственная отсталость является результатом эндокринопатий.
Медикаментозное лечение также используют для коррекции психоэмоциональных расстройств, ликвидации нарушений поведения и устранения патологических влечений пациента. В большинстве случаев последовательно применяют стимуляторы нейрональных процессов, в числе которых присутствуют:витаминные комплексы в высоких дозах; глутаминовая кислота, стимулирующая метаболизм в центральной нервной системе; ноотропные препараты, положительно влияющие на процессы обмена и кровообращения головного мозга; гопантеновая кислота, способствующая улучшению умственной деятельности; биологически активные аминокислоты и пептиды, восстанавливающие функции мозга; гамма-аминомасляная кислота, восстанавливающая метаболизм головного мозга; антипсихотические средства, устраняющие агрессивность; бензодиазепиновые транквилизаторы, ликвидирующие эмоциональную нестабильность.
Однако главенствующую роль для коррекции дефектов умственного развития играют педагогические программы, воспитательные мероприятия, трудовое обучение. К несчастью, на постсоветском пространстве еще существует предубеждение: разделять детей на «нормальных» и «особых». Такая система разделения приводит к тому, что дети, имеющие незначительные нарушения, становятся изгоями и очень быстро превращаются в реальных инвалидов.
Много больных, страдающих олигофренией, обречены к существованию в замкнутом пространстве, не имея достаточного количества социальных контактов и не взаимодействуя с объективно здоровыми ровесниками. До сих пор не редкость, что таких детей не хотят принимать в дошкольные и образовательные учреждения, направляя их учиться в специализированные интернаты либо предлагая получить образование в домашних условиях.
Из-за отсутствия общения со сверстниками ребенок, страдающий олигофренией, не понимает интересы и увлечения своего поколения. Поэтому он не знает, как реагировать на события, происходящие в окружающем мире. Соответственно, даже усвоив какие-то знания и навыки, он не может полноценно взаимодействовать в коллективе.
Несмотря на протесты международных организаций, до сих пор в отечественной медицине существует традиция разделять больных с умственной отсталостью на три категории в зависимости от наличия у них дебильности, имбецильности, идиотии. На основании таких устаревших ярлыков избирается и режим пребывания ребенка. Дети с легкой степенью олигофрении воспитываются в специальных воспитательных и учебных учреждениях. Пациенты со средней и тяжелой степенью умственной отсталостью становятся пожизненным контингентом интернатов.
Международная практика показывает, что при правильном подходе со стороны родителей и общества возможно значительное улучшение состояния ребенка с диагнозом «олигофрения». Не секрет, что любой ребенок, даже с самой тяжелой формой умственной отсталости, стремится к познанию мира и общению с другими членами общества. Дети с олигофренией увлеченно наблюдают за общением и игрой их ровесников, тем самым познавая окружающую действительность, устанавливая взаимосвязи между явлениями, обретая новые знания. Верная стратегия поведения с таким необычным ребенком позволяет привить ему жизненно важные навыки, необходимые для самообслуживания. Обучение в специальных коррекционных группах или классах помогает формированию у учащегося нравственных понятий, полезных представлений, адекватного способа поведения в человеческом сообществе. Грамотно составленный воспитательный план способствует эстетическому и физическому воспитанию ребенка с олигофренией, вызывает у него желание стать равноправным и полезным членом общества. Правильная стратегия воспитания – залог для исправления присущих такому малышу недостатков и последующего формирования волевых качеств личности и приобретения адекватных эмоций.
Только создание подходящих условий для воспитания и обучения детей с олигофренией, как на уровне семьи, так и со стороны государства, может подарить им шанс для нормального существования в обществе.
К настоящему времени отсутствуют точные данные о распространенности олигофрении в человеческой популяции. Это объясняется несколькими факторами: существованием различных диагностических критериев в разных странах, недостаточным вниманием государства к вопросам психического здоровья, недоступностью во многих регионах качественной и своевременной медицинской помощи.
Однако, сравнивая данные из разных источников, можно утверждать, что численность больных олигофренией в индустриально развитых странах достигает отметки в 1% граждан. Исследования, проведенные в советские времена, утверждают, что число лиц, страдающих олигофренией, не превышает 0,5%.
Олигофрению следует дифференцировать от приобретенной деменции – слабоумия, при которой спад умственных способностей происходит при предшествующем наличии у больного нормального коэффициента интеллекта. Также врожденную патологию следует отличать от явлений, свойственных для шизофрении, при которой дефекты возникают непосредственно в процессе болезни.
Степени тяжести олигофрении
В современной медицине существует несколько вариантов классификации олигофрении в зависимости от степени тяжести нарушений. Согласно Международному классификатору болезней 10-го пересмотра выделяют четыре степени умственной отсталости.
Умственная отсталость: причины олигофрении
На сегодняшний день точные причины развития умственной отсталости полностью не изучены. Поэтому ученые все виды олигофрении распределяют в две большие группы:
В свою очередь все случаи олигофрении с установленной этиологией распределяют в несколько групп в зависимости от причин, давших старт задержке психического развития. На основании причин возникновения выделяют следующие виды:
Умственная отсталость: симптомы олигофрении
Олигофрения в детском возрасте выражается не только в отставании больных от нормального для их лет развития когнитивных способностей. Присутствующие дефекты в познавательных возможностях, изъяны в эмоционально-волевых процессах, аномалии поведения различаются широким многообразием. При этом у больного ребенка наблюдаются не только количественные сдвиги в показателях интеллекта, но и грубое качественное ухудшение высшей психической деятельности.
Умственно отсталый ребенок выглядит ослабленным и изнеможенным. Он становится неусидчивым, вялым, пассивным. Другие дети с олигофренией отличаются выраженным длительным беспокойством. У них присутствует множество лишних и бесполезных движений. Для них характерна чрезмерная болтливость, импульсивность и порывистость действий. При этом у больного ребенка отсутствует способность к самоконтролю.
Очень часто у человека с олигофренией присутствует быстрая истощаемость и ярко выраженное снижение работоспособности. Из-за свойственной олигофрении патологической инертности нервных процессов, возникают нарушения внимания: недостаточная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нередко в структуре умственной отсталости присутствуют нарушения памяти. Малыш может запомнить яркие необычные привлекательные для них детали. Однако усвоить стандартную информацию он не может. Способность к произвольному вниманию у умственно отсталого ребенка формируется, как правило, к семи годам. Наблюдается недоразвитие речи. Некоторые больные олигофренией не говорят до пятилетнего возраста, издавая какие-то бессвязные звуки. С большим опозданием происходит развитие слуха.
У умственно отсталого ребенка отсутствуют психические ресурсы для спонтанного усвоения опыта. Такому ребенку очень тяжело действовать согласно получаемой словесной инструкции. Он не может имитировать и подражать поведению окружающих. Такой малыш не способен играть в игры, соответствующие его возрасту. Он не пытается манипулировать игрушками. У него отсутствуют навыки конструирования, рисования, лепки. Вплоть до школьного возраста ребенок не способен изображать каких-то определенных линий и рисовать элементарные фигуры: его рисунок представляет собой черкание. При этом он не выполняет действий, которые являются нормальными в его годы. Например: малыш с олигофренией не только не умеет пользоваться ложкой, но и не понимает, для чего эта вещь предназначена.
Детям с олигофренией очень сложно усвоить простейшие знания и навыки. Воспитателю требуется приложить немало усилий и осуществить неоднократные повторения для того, чтобы малыш усвоил сигналы, позволяющие ориентироваться в окружающей среде. Умственно отсталый ребенок не понимает значимые свойства тех или иных предметов. Он не может установить важные отношения между объектами и явлениями. Он не сознает причинно-следственные связи банальных действий. Для него непонятно, какой акт является важным и обязательным, а какое действие выступает лишь вспомогательным звеном.
Ребенок с олигофренией испытывает колоссальные трудности при выполнении операций, требующих зрительного представления ситуации и оперирования образами. Вплоть до наступления школьного возраста больной малыш может воспринимать изображенные явления на иллюстрациях и картинах, как истинно существующую реальность. При этом он начинает действовать так, как будто он пребывает в тех условиях.
Кроме отставания в умственном развитии у детей с олигофренией наблюдается недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы. У ребенка может фиксироваться повышенная возбудимость и неадекватно сильный ответ на действие раздражителей. Фиксируются беспричинные колебания настроения и лабильность чувств. Присутствует и крайне узкий диапазон переживаний. Ребенок в крайних формах выражает охватившую его радость и огорчение.
У больного отсутствует собственные суждения и природная пытливость ума. Он быстро перенимает чужую точку зрения и взгляды окружающих. Человек с олигофренией легко попадает под влияние других людей и поддается указаниям со стороны. Поэтому он может совершить противоправные действия: ограбить, убить, поджечь, поскольку такие действия он выполняет машинально, на уровне автоматизма, не учитывая возможные последствия.
У малыша отсутствует естественный интерес к событиям, происходящим в окружающем мире. Наибольшие трудности возникают именно в сфере коммуникаций. У больного не возникает потребности установить эмоциональный контакт с близкими родственниками. Также у ребенка с олигофренией не появляется желания общаться с его сверстниками. Поскольку умственно отсталый ребенок не понимает, что происходит в его окружении, он может ощущать негативизм к окружающим, что становится причиной появления у него страхов и агрессивного поведения. С возрастом ребенок начинает приобретать требуемые социальные навыки, поэтому он более комфортно чувствует себя в подростковом коллективе. Многие дети с отставанием в интеллектуальном аспекте довольно хорошо овладевают моделью приемлемого поведения в коллективах.
Отставание в умственном развитии, недостаточная крепость здоровья малыша часто приводят к тому, что родители начинают окружать его чрезмерной опекой. Такая избыточная забота выступает значительным препятствием для развития и становления личности.
Умственная отсталость: лечение олигофрении
К сожалению, на сегодняшний день не изобретены медикаменты, которые смогли бы устранить умственную отсталость и воссоздать нормальные интеллектуальные способности человека. Специфическое лечение существует только для тех видов олигофрении, причины которых точно установлены.
Если задержка умственного развития вызвана внутриутробным поражением плода инфекционными агентами, то проводят лечение с использованием препаратов, подавляющих активность болезнетворного микроорганизма. В случае, когда причиной олигофрении являются нарушения обмена веществ, целесообразный шаг – строгое пожизненное соблюдение соответствующей диеты и применение медикаментов, восстанавливающих метаболизм. Заместительная терапия гормонами способна улучшить состояние больного, если умственная отсталость является результатом эндокринопатий.
Медикаментозное лечение также используют для коррекции психоэмоциональных расстройств, ликвидации нарушений поведения и устранения патологических влечений пациента. В большинстве случаев последовательно применяют стимуляторы нейрональных процессов, в числе которых присутствуют:
Однако главенствующую роль для коррекции дефектов умственного развития играют педагогические программы, воспитательные мероприятия, трудовое обучение. К несчастью, на постсоветском пространстве еще существует предубеждение: разделять детей на «нормальных» и «особых». Такая система разделения приводит к тому, что дети, имеющие незначительные нарушения, становятся изгоями и очень быстро превращаются в реальных инвалидов.
Много больных, страдающих олигофренией, обречены к существованию в замкнутом пространстве, не имея достаточного количества социальных контактов и не взаимодействуя с объективно здоровыми ровесниками. До сих пор не редкость, что таких детей не хотят принимать в дошкольные и образовательные учреждения, направляя их учиться в специализированные интернаты либо предлагая получить образование в домашних условиях.
Из-за отсутствия общения со сверстниками ребенок, страдающий олигофренией, не понимает интересы и увлечения своего поколения. Поэтому он не знает, как реагировать на события, происходящие в окружающем мире. Соответственно, даже усвоив какие-то знания и навыки, он не может полноценно взаимодействовать в коллективе.
Несмотря на протесты международных организаций, до сих пор в отечественной медицине существует традиция разделять больных с умственной отсталостью на три категории в зависимости от наличия у них дебильности, имбецильности, идиотии. На основании таких устаревших ярлыков избирается и режим пребывания ребенка. Дети с легкой степенью олигофрении воспитываются в специальных воспитательных и учебных учреждениях. Пациенты со средней и тяжелой степенью умственной отсталостью становятся пожизненным контингентом интернатов.
Международная практика показывает, что при правильном подходе со стороны родителей и общества возможно значительное улучшение состояния ребенка с диагнозом «олигофрения». Не секрет, что любой ребенок, даже с самой тяжелой формой умственной отсталости, стремится к познанию мира и общению с другими членами общества. Дети с олигофренией увлеченно наблюдают за общением и игрой их ровесников, тем самым познавая окружающую действительность, устанавливая взаимосвязи между явлениями, обретая новые знания. Верная стратегия поведения с таким необычным ребенком позволяет привить ему жизненно важные навыки, необходимые для самообслуживания. Обучение в специальных коррекционных группах или классах помогает формированию у учащегося нравственных понятий, полезных представлений, адекватного способа поведения в человеческом сообществе. Грамотно составленный воспитательный план способствует эстетическому и физическому воспитанию ребенка с олигофренией, вызывает у него желание стать равноправным и полезным членом общества. Правильная стратегия воспитания – залог для исправления присущих такому малышу недостатков и последующего формирования волевых качеств личности и приобретения адекватных эмоций.
Только создание подходящих условий для воспитания и обучения детей с олигофренией, как на уровне семьи, так и со стороны государства, может подарить им шанс для нормального существования в обществе.